За последние пять лет цены на ГСМ выросли почти на 40 %, при этом в текущем году удорожание ускорилось. Если с начала 2013 г. по конец 2017 г. стоимость ГСМ увеличилась на 17 % (с 37,23 до 43,55 руб/кг), то за 11 месяцев 2018 г. цены выросли еще на 17,5 % (с 43,55 до 51,18 руб/кг).
Таким образом, например, затраты на выполнение почвообрабатывающих работ достигли 2165 руб/га по сравнению с 1575 руб/га в начале 2013 г.
Согласно проведенным компанией CLAAS испытаниям, при использовании тракторов на обработке почвы одним из наиболее эффективных методов экономии дизельного топлива является оптимизация пробуксовки трактора в диапазоне 10–15 %. Это позволяет экономить в среднем 15 % горючего, т. е. при текущих ценах — до 325 руб/га, а в отдельных случаях и до 30 %, или 650 руб/га. Одновременно, согласно поступающей от клиентов обратной связи, именно данному аспекту эксплуатации тракторной техники, как правило, уделяется недостаточное внимание.
Так, к наиболее частым ошибкам, допускаемым при балластировке трактора, относятся: использование балласта при транспортных работах, навешивание всего комплекта балласта при тяговых работах, применение одинакового балласта при выполнении обработки почвы на разной глубине. В первых двух случаях, при транспортировке и максимальном балласте, трактор несет дополнительную нагрузку, что увеличивает расход топлива. К этому также добавляется и излишняя неэффективная нагрузка на приводные органы. При увеличении глубины работы орудия текущий вес переднего балласта может оказаться недостаточным либо, наоборот, излишним, при уменьшении заглубления и, соответственно, снижении тяговой нагрузки. Кроме того, увеличение пробуксовки способствует более быстрому износу шин.
Еще одну возможность снизить расход топлива и повысить производительность трактора, согласно результатам испытаний CLAAS, дает снижение давления в шинах при полевых работах и повышение — на транспортных. В первом случае увеличение пятна контакта улучшает тягово-сцепные характеристики, уменьшает уплотнение почвы и снижает расход топлива. Во втором случае существенно снижается износ шин. При полевых работах оптимальным давлением шин считается 0,9 bar. При его увеличении до 1,2 bar тяговая мощность трактора в среднем снижается на 12 %, при 1,5 bar — на 25, а при 1,9 % — уже на 38 %.