— Фекла, вы представляете одновременно и музейное сообщество, поскольку работаете в Государственном музее Л.Н. Толстого, и медийное, а поэтому, вероятно, у вас есть внешний взгляд на то, что происходит в литературных музеях. Как вам кажется, изменилась ли как-то их модальность? Можете ли вы сказать, что в их деятельности проявились новые тенденции?
— Я не рискну говорить о тенденциях и тем более давать глобальную оценку, однако хочу обозначить особенность и основную проблему литературных музеев. Считается, что моду диктуют музеи художественные, особенно в области использования новых digital-технологий.
Им легче, наверное, — они экспонируют вещи, которые созданы для того, чтобы на них смотреть. «Увидеть» литературу сложнее: наших посетителей мы в основном заставляем читать.
Экспонаты литературных музеев не обладают особой аттрактивностью для посетителя, если он не филолог или лингвист, и часто выполняют лишь иллюстративную функцию. В то же время отмечу, что на форуме в Ульяновске было представлено несколько интересных выставочных проектов, авторы которых нашли подход к зрителю с помощью визуальных решений. Например, выставка с участием Государственного литературного музея «200 ударов в минуту» — это важная, программная выставка в сфере литературных музеев.
— Вы тоже представляли на форуме свой новый проект. Расскажите о нем нашим читателям.
— Проект «Текстограф» вырос из предыдущего исследовательского проекта «Черновики — на белый свет! Как экспонировать рукописи», который был осуществлен благодаря гранту Благотворительного фонда Владимира Потанина. Тема его была заявлена, конечно, шире, чем только проблематика Музея Л.Н. Толстого. Но в Стальной комнате нашего музея хранится уникальное, колоссальное по величине и полноте своей собрание рукописей, черновиков и писем Льва Николаевича — около 500 тыс. листов, и нам хотелось понять, как эти сокровища показывать. Мы изучили опыт российских музеев, европейских коллег, провели несколько семинаров-мастерских, участники которых совместно искали новые формы, а затем в Туле была сделана выставка.