Об использовании цементобетона как перспективного материала в строительстве дорог ученые и практики говорят давно. И, похоже, жизнь и практика эксплуатации магистралей доказали их правоту: государство ежегодно тратит огромные средства на строительство и ремонт дорог, но трассы быстро изнашиваются.
Как известно, согласно Постановлению Правительства от 30.05.2017 № 658, межремонтные сроки службы автомобильных дорог федерального значения с усовершенствованным типом покрытия увеличены: по капитальному ремонту — до 24 лет, по ремонту — до 12 лет.
Вместе с тем эксперты считают, что дорожные одежды с асфальтобетонными слоями не обеспечат нормативные сроки, установленные этим документом. «Возрастают нагрузки на ось, интенсивность движения транспорта, большегрузные автомобили становятся все мощнее и грузоподъемнее, и, конечно, тот тип нежестких дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием, который у нас применяется повсеместно, физически не может выдерживать такие нагрузки. Следствием является ускоренный износ дорожных покрытий, существенное увеличение расходов на ремонт автомобильных дорог», — отмечает президент Ассоциации бетонных дорог, профессор, д. т. н. Виктор Ушаков. По его мнению, альтернатива одна — развитие строительства дорог из цементобетона. Вернее, возвращение к хорошо забытому, но испытанному и доказавшему в мировой практике эффективность методу возведения дорожных магистралей.
В середине прошлого века в СССР дороги вводились десятками тысяч километров в год. К этому же периоду относится и начало строительства бетонных дорог, причем с применением первого отечественного бетоноукладочного комплекса на рельсовом ходу — Д-181, Д-182, Д-195. Более того, в 1970-х годах в СССР развернулось производство бетоноукладочных машин со скользящей опалубкой на гусеничном ходу ДС-100 и ДС-110 — аналогов американского комплекса «Автогрейд».
Именно в то время были проложены основные автомагистрали: Москва — Волгоград, Омск — Новосибирск, Екатеринбург — Челябинск, Екатеринбург — Серов, МКАД — Серпухов — Тула, МКАД — Кашира, обход города Коломны и другие. К концу 70-х годов протяженность бетонных дорог превышала 10 000 км. Это довольно много, если учитывать относительную неразвитость дорожной сети в то время.