Сибирская язва – особо опасная инфекционная болезнь сельскохозяйственных и диких животных всех видов, а также человека, вызываемая бактерией Bacillus anthracis. Болезнь протекает молниеносно, сверхостро, остро и подостро (у овец и крупного рогатого скота), остро, подостро и ангинозно (у свиней), преимущественно в карбункулезной форме – у человека. Характеризуется интоксикацией, развитием серозно-геморрагического воспаления кожи, лимфатических узлов и внутренних органов; протекает в кожной, кишечной, легочной или септической форме [4].
К настоящему времени уже накоплен достаточный материал, который дает отчетливое представление о сибиреязвенной инфекции. Однако и на сегодняшний день много теоретических и практических вопросов, связанных с необходимостью дальнейшего, еще более углубленного изучения этой инфекции [6, 7].
В последние годы заболеваемость сибирской язвой на территории России несколько стабилизовалась, однако угроза возникновения полностью не устранена [1, 5]. На 1 декабря 2019 г. в режиме карантина по сибирской язве животных находился один очаг в Республике Дагестан. По прогнозам, уровень заболеваемости животных и людей сибирской язвой в Российской Федерации в 2020 г. будет зависеть от полноты реализации планов по профилактике сибирской язвы и при их максимальном выполнении не будет превышать регистрации единичных случаев.
Одной из главных причин имеющегося эпизоотологического и эпидемиологического неблагополучия по сибирской язве является способность возбудителя образовывать во внешней среде устойчивые споры, что обусловливает не только дальнейшее сохранение возбудителя в абиотическом состоянии, но и возможность размножаться и накапливаться в почве [2]. При определенных условиях это способствует созданию долговременных активных почвенных очагов и потенциально опасных территорий и может приводить к постоянной угрозе заражения, развития эпизоотий и эпидемий. В этой связи возникает острая необходимость в усовершенствовании и создании новых диагностических препаратов [3].