По словам председателя Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексея Диденко, вопрос отнюдь не праздный и является больной темой для всех российских муниципалитетов, при этом он опроверг утверждение о том, что муниципалитеты пытаются любым способом сложить с себя те или иные полномочия.
— Наше совещание посвящено прежде всего определению основной компетенции органов местного самоуправления и снятию с них непрофильных полномочий, которые за последние годы выросли вокруг них, — сказал Диденко. — При этом делегирование полномочий далеко не всегда сопровождалось достаточным материальным ресурсом. Всё это привело к тому, что на сегодняшний день муниципальных бюджетов хватает только на поддержку текущих вопросов, о развитии речи не идет.
— Ситуацию можно исправить, если пересмотреть подходы к налоговому и бюджетному законодательству, дав возможность муниципалам формировать дополнительную доходную базу, на которую главы и представительные органы могут административно влиять.
Например, председатель Комитета заявил о необходимости зачисления транспортного налога с физических лиц в муниципальные бюджеты, бюджету региона надо оставить только транспортный налог с юрлиц.
Участники в ходе совещания постарались выработать конкретные предложения: какие функции оставить муниципалитетам, какая нагрузка излишняя и как поменять законодательство для улучшения финансового положения муниципалов, обеспечив соответствие расходов доходам.
— Все жители Хабаровска ежегодно зачисляют в городской бюджет 84 млрд рублей, из них собственными доходами города являются только 6,6 млрд рублей — это 8 %, те самые 8 копеек с 1 рубля налогов, которые остаются на решение вопросов местного самоуправления, — сообщила вице-мэр краевой столицы Ирина Шапиро. — Поэтому когда Диденко говорил о своих предложениях, мы были приятно удивлены тем, что в Госдуме увидели все наши проблемы.
В ходе секции № 1 на тему «Оптимизация полномочий ОМС по решению вопросов местного самоуправления и прав ОМС на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения» выступил первый заместитель председателя Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Игорь Сапко, который отметил, что сегодня 173 отраслевых федеральных закона содержат 1577 полномочий органов местного самоуправления и только 1348 полномочий можно соотнести с вопросами местного значения, а 230 выходят за их рамки. Поэтому он особо подчеркнул, что в целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов следует в первую очередь завершить работу по инвентаризации полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, предусмотренных отраслевым федеральным законодательством, в целях проверки их соответствия вопросам местного значения, закрепленным в 131-м федеральном законе.