По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 33.001.25

Положительные практики борьбы с коррупцией на постсоветском пространстве

Джикия Мери Константиновна студентка факультета международных экономических отношений, ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», 127434, Москва, Ленинградский просп., д. 49, E-mail: mka@yandex.ru

В статье рассматриваются вопросы борьбы с коррупцией на примере Республики Грузии, имеющей положительный опыт и достижения в этой сфере. Проанализированы факторы возникновения коррупции: фундаментальные, правовые, организационно-экономические. Выявлены и предложены для формирования системы борьбы с коррупцией в России принципы: упразднение неработающих институтов, создание системы недопустимости коррупции, улучшение материального положения государственных служащих.

Литература:

1. Джикия М.К. Угрозы дестабилизации отношений между Россией и Евросоюзом / Перспективы развития экономической безопасности, анализа и аудита в современной России: Материалы Международной научно-практической конференции студентов и преподавателей (15–19 ноября 2016 г., 6–8 декабря 2016 г.) / Под ред. Н.Н. Карзаевой, Ю.Н. Каткова. — М.: Научный консультант, 2016. — С. 62–65.

2. Папунина Д.О. Антикоррупционные меры: зарубежный опыт // Вестник Челябинского государственного университета. — 2012. — № 3 (257). — Управление. — Вып. 7. — С. 133–136.

3. http://transparency.org.ru/indeks-vospriiatiia-korruptcii/indeks-vospriiatiia-korruptcii-2015-rossiia-podnialas-na-119-mesto.

Во времена СCCР, особенно в последний период его существования, Грузия считалась одной из самых коррумпированных советских республик. В постсоветский период Грузия по всем показателям занимала одно из первых мест в мире по уровню взяточничества в органах власти, что наглядно видно на рис. 1. На графике показаны места развитых стран по доверию граждан к антикоррупционной политике.

Существует несколько факторов возникновения коррупции в Грузии. В ряду фундаментальных можно выявить такие факторы, как низкий уровень развития гражданского общества, монополизация отдельных секторов экономики, чрезмерное государственное вмешательство в экономику (рис. 2).

К правовым относятся такие факторы, как слишком частое изменение экономического законодательства, возможность влияния на судебные решения, отсутствие ясной законодательной базы. Организационно-экономические факторы включают в себя как слабость системы контроля над распределением государственных средств, громоздкий и неэффективный бюрократический аппарат.

Наиболее подверженными коррупции сферами являются судебная, налоговая, социальная и кадровая политика. По данным государственного департамента США за 2011 г., Грузия резко отставала от ряда стран по степени независимости суда.

В результате исследования судебной практики в Республике Грузия было выявлено, что власти достаточно активно использовали для оказания давления на бизнес такие инструменты, как налоговые проверки. С целью отъема бизнеса налоговые органы по заказу фабриковали налоговые преступления, арестовывали собственников и держали их под стражей до тех пор, пока они не отказывались полностью или от части своего бизнеса в пользу иных лиц.

Также, по данным многочисленных публикаций в средствах массовой информации Грузии, назначения на руководящие посты в стране как в политической, так и в экономической сфере производились за определенную плату. После выборов 2004 г. новые власти Грузии объявили политику «нулевой толерантности» к коррупции и активно начали реализовывать антикоррупционные реформы, которые быстро принесли положительные результаты.

Для Цитирования:
Джикия Мери Константиновна, Положительные практики борьбы с коррупцией на постсоветском пространстве. Бухучет в сельском хозяйстве. 2017;5-6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: