По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 930:37

Положительные и отрицательные стороны церковно-приходской школы конца ХIХ — начала ХХ века

Тихонов Н.С. ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», г. Нижний Новгород, Россия

Цель исследования рассмотреть развитие церковно-приходской школы периода конца ХIХ — начала ХХ веков и выявить отрицательные и положительные моменты в ее деятельности. В статье рассмотрены причины необходимости создания системы церковно-приходского образования, проанализировано материальное обеспечение данных учебных заведений, проанализирован уровень профессиональной квалификации педагогического состава данных учебных заведений. Научная новизна исследования состоит в том, что в педагогической науке выдвигаются разнообразные варианты построения оптимальной модели воспитания и образования, призванной решить проблемы молодого поколения, поэтому на фоне модернизации образования, о которой говорят политики, общественные деятели и педагоги, актуально обратиться к педагогическому опыту предыдущих лет, проанализировать его и понять, что может быть полезно в сегодняшних реалиях.

Литература:

1. Миронов, Б. Н. Крестьянское движение в России накануне эмансипации как момент истины // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. — 2019. — Т. 64. — Вып. 3. — С. 817–842.

2. Житенев, Т. Е. Создание «правил о церковно-приходских школах» от 13 июня 1884 года и реформа начальных школ святейшего синода // Вестник волжского университета им В. Н. Татищева. — 2009. — №3. — С. 154–175.

3. Геранина, Г. А. Церковно-приходские школы и школы грамоты в период царствования Александра III // Государство. Общество. Церковь: материалы научной конференции. — Владимир, 2020. — С. 136–143.

4. Хрестоматия по истории педагогики / Под ред. Каменева, С. А., сост. Желваков, Н. А. — М.: Огиз Гос. учеб.-пед. изд-во, 1936. — 516 с.

5. Житенев, Т. Е. Школы грамоты в Российской империи конца ХIХ-начала ХХ веков // Вестник волжского университета им В. Н. Татищева. — 2017. — № 4. — С. 183–191.

6. Житенев, Т. Е. Условия обучения в начальных церковных школах в конце ХIХ-начале ХХ вв. // Вестник волжского университета им В. Н. Татищева. — 2009. — № 1. — С. 246–261.

7. Житенев, Т. Е. Церковноприходские школы в России в 1884-1918 г.: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. – М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004. — 301 с.

8. Житенев, Т. Е. Второклассные школы — начальные педагогические учебные заведения Священного Синода на рубеже ХIХ–ХХ веков // Поволжский вестник науки. — 2020. — №1. — С. 42–48.

9. Гончаров, М. А., Плохова, М. Г. Церковно-приходские школы и их место в подготовке учителей в России в конце ХIХ — начала ХХ вв. // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. — 2012. — № 2. — С. 101–107.

10. Аблязов, К. А. Консервативная трансформация российского школьного образования в конце XIX века // Власть. — 2017. — Т. 25. — №11. — С. 146–151.

В торая половина ХIХ века отмечается перестройкой общественных отношений. Великие реформы 60–70-х гг. дают толчок новому развитию экономики страны, становлению ее на капиталистический лад, вместе с тем происходит развитие общественно-политической мысли. В эти годы отмечается рост числа революционных объединений и кружков, в которые входила в большинстве своем политически активная молодежь, основными из них были: «Земля и воля», кружок «ишутинцев», «Народная расправа» Нечаева, кружок «чайковцев». Важным событием общественной жизни страны было польское восстание 1863-1864 гг. На всем протяжении 60-70-х годов имели место массовые рабочие и крестьянские выступления. Причем их динамика различна, если в 60-е годы были более активны крестьянские выступления, то в период 1861–1870 гг. их было 3873, т. е. в среднем в год 387, то в 70-е за весь период 1871–1880 гг. было только 343, т. е. в среднем в год 34.

Динамика рабочих выступлений обратна. В 1860-х гг. было зафиксировано 51 выступление рабочих, а уже в 1870-х гг. число стачек возросло до 326 [1], что дало основание и в печати, и в правящих кругах заговорить о появлении «рабочего вопроса». Из рабочих выступлений того периода наиболее значительными, вызвавшими общественный резонанс, были стачки на Невской бумагопрядильне (1870 г.) и на Кренгольмской мануфактуре в Нарве (1872 г.).

В пореформенный период одним из главных направлений общественной мысли становится народничество. Можно сказать, что народничество — это теория некапиталистического развития России, идея перехода к социализму через использование и трансформацию коллективистских традиций докапиталистических институтов (община, артель). В основе ее лежали осознание социализма как всемирно-исторической закономерности и одновременно уверенность в возможности отставших стран усваивать опыт стран развитых, используя соответствующие национальные традиции. На рубеже 60–70-х. годов сложилась доктрина народничества, в разработку которой внесли вклад такие авторы, как М.А. Бакунин, П.Н. Ткачев, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский. Народничество 70-х годов принято характеризовать как революционное, его участники были убеждены, что радикальное решение всех социальных проблем может быть достигнуто революционным путем.

Для Цитирования:
Тихонов Н.С., Положительные и отрицательные стороны церковно-приходской школы конца ХIХ — начала ХХ века. Безопасность и охрана труда в образовательных учреждениях. 2024;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: