For correspondence: Vazhenina A. A., e-mail: antonina2179@mail.ru
Information about authors:
Kapustina T. V. https://orcid.org/ 0000-0001-9833-8963
Kadyrov R. V. https://orcid.org/ 0000-0002-3778-5548
Conflict of interest. The author declares that there is no conflict of interest.
Financing. The study had no sponsorship
Состояние здоровья детей и подростков является одним из основных приоритетов национальных проектов, реализуемых для решения стратегических задач развития Российской Федерации до 2024 г. Детская и подростковая популяции составляют репродуктивный, трудовой, интеллектуальный и обороноспособный потенциал, здоровье которого служит индикатором санитарно-эпидемиологического благополучия населения страны [5].
Подростковый возраст — важный социальный этап в жизни каждого человека, поскольку в это время наблюдается наибольшее число физиологических изменений, начинается половое созревание и становление личности. В гигиенических исследованиях изучение качества жизни (КЖ) среди подросткового населения как субъективного показателя благополучия, определяющего его физическое и психическое здоровье, дает возможность проанализировать восприятие и оценку подростками различных сфер жизни и выявить имеющиеся проблемы в различных аспектах образа жизни [2, 7, 13].
Условия обучения в школе и образовательный процесс являются ведущими факторами риска, влияющими на показатели физического, психического развития и здоровья детей и подростков [10]. С негативным влиянием факторов образовательной среды специалисты связывают от 20 до 40 % детско-подростковой патологии [1, 4, 11]. Исследование КЖ используется для оценки адаптации обучающихся к учебным и трудовым нагрузкам, эффективности мероприятий по оптимизации условий обучения, выделения групп риска, разработки профилактических программ.