По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.955/956 (571.63) DOI:10.33920/med-08-2001-06

Половозрастные особенности показателей качества жизни учащихся старших классов

А. А. Важенина старший преподаватель кафедры гигиены, ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России, 690002, Приморский край, г. Владивосток, пр-т Острякова, д. 2; e-mail: antonina2179@mail.ru
И. Л. Иванова канд. мед. наук, доцент кафедры гигиены, ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России, 690002, Приморский край, г. Владивосток, пр-т Острякова, д. 2; врач первой категории ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», 690091, г. Владивосток, ул. Уткинская, д. 36; e-mail: boyrushca@mail.ru
В. В. Скварник канд. мед. наук, доцент кафедры медицина труда, гигиенических специальностей и профессиональных болезней, ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России, 690002, Приморский край, г. Владивосток, пр-т Острякова, д. 2; e-mail: v.skvarnik@mail.ru
Т. В. Капустина канд. психол. наук, преподаватель кафедры общепсихологических дисциплин, ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России, 690002, Приморский край, г. Владивосток, пр-т Острякова, д. 2; e-mail: 12_archetypesplus@mail.ru
Р. В. Кадыров канд. психол. наук, доцент, заведующий кафедрой общепсихологических дисциплин, ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России, 690002, Приморский край, г. Владивосток, пр-т Острякова, д. 2; e-mail: ruslkad@yandex.ru

Литература:

1. Амгалан Г., Погорелова И. Г. Школьная среда и факторы риска, влияющие на физическое развитие и здоровье обучающихся [обзорная статья] // Международный научно-исследовательский журнал. — 2015. — № 1–4 (32). — С. 8–12.

2. Игнатова О. А., Меньшикова Л. И., Дьячкова М. Г. Качество жизни в оценке состояния здоровья подростков // Здоровье и образование в XXI веке. — 2017. — Т. 19, № 7. — С. 81–83.

3. Крукович Е. В., Транковская Л. В. Состояние здоровья детей и определяющие его факторы: монография. — Владивосток: Медицина ДВ, 2018. — 216 с.

4. Кучма В. Р. Факторы риска здоровью обучающихся в современной Российской школе: идентификация, оценка и профилактика средствами гигиены: сб. статей VI Национального конгресса по школьной и университетской медицине. Выпуск 6. — Екатеринбург: изд-во УГМУ, 2018. — С. 20–26.

5. Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Рапопорт И. К. и др. Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности // Гигиена и санитария. — 2017. — Т. 96, № 10. — С. 990–995.

6. Кучма В. Р., Шубочкина Е. И., Блинова Е. Г. и др. Алгоритм оценки качества жизни подростков, связанного со здоровьем: критерии оценки, выделение групп риска: федеральные рекомендации по оказанию медицинской помощи обучающимся ФР РОШУМЗ-24–2016 (версия 1.0). — М., 2016. — 19 с.

7. Нагаев Р. Я. Показатели качества жизни подростков: возрастные и гендерные особенности // Медицинский вестник Башкортостана. — 2014. — Т. 9, № 3. — С. 11–15.

8. Руководство по гигиене детей и подростков, медицинскому обеспечению обучающихся в образовательных организациях: модель организации, федеральные рекомендации оказания медицинской помощи обучающимся / под ред. члена-корр. РАН В. Р. Кучмы. — М.: ФГАУ «НЦЗД» Минздрава России, 2016. — 610 с.

9. Строзенко Л. А., Гордеев В. В., Лобанов Ю. Ф., Винярская И. В. Гендерные особенности качества жизни и состояния здоровья подростков // Российский педиатрический журнал. — 2013. — № 2. — С. 51–54.

10. Сырцова М. А., Соломай Т. В. Гигиенические аспекты реструктуризации организаций общего образования и интенсификации образовательного процесса // Санитарный врач. — 2016. — № 8. — С. 38–42.

11. Транковская Л. В., Иванова И. Л., Важенина А. А. Региональные особенности питания детского населения в условиях Приморского края // Здоровье молодёжи: новые вызовы и перспективы: монография: в 5 т. — Т. 2: Основные факторы риска, определяющие здоровье молодёжи. Вопросы нарушения питания / под ред. Н. Ф. Герасименко, П. В. Глыбочко, И. Э. Есауленко, В. И. Попова, В. И. Стародубова, В. А. Тутельяна. — М.: Издательство «Научная книга», 2019. — 340 с.

12. Ханхареев С. С., Тармаева И. Ю., Ефимова Н. В. и др. Здоровье учащихся: приоритетные факторы и меры профилактики: монография. — Иркутск: ИНЦХТ, 2016. — 212 с.

13. Шубочкина Е. И., Иванов В. Ю., Блинова Е. Г. и др. Региональные особенности жизнедеятельности и здоровья учащихся подросткового возраста (по данным многоцентровых исследований) // Здоровье населения и среда обитания. — 2018. — № 8 (305). — С. 47–50.

14. Яценко А. К., Транковская Л. В., Иванова И. Л. Влияние потенциальных факторов риска на формирование биологической зрелости детского организма в условиях современного города России // Тихоокеанский медицинский журнал. — 2016. — № 3 (65). — С. 21–24.

15. Thomee S., Harenstam A., Hagberg M. Computer use and stress, sleep disturbances, and symptoms of depression among young adults-a prospective cohort study // BMC Psychiatry. — 2012. — № 12. — P. 176.

1. Amgalan G., Pogorelova I. G. School environment and risk factors affecting the physical development and health of students (review article) // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel’skij zhurnal (International research journal). 2015; 1–4 (32): 8–12. (in Russian)

2. Ignatova O. A., Menshikova L. I., Dyachkova M. G. Quality of life in assessing the health of adolescents // Zdorov’e i obrazovanie v XXI veke (Health and education in the XXI century). 2017; 19 (7): 81–83. (in Russian)

3. Krukovich E. V., Trankovskaya L. V. the state of children’s health and its determining factors: monograph. Vladivostok: Medicina DV (Vladivostok: Medicine far East). 2018: 216 p. (in Russian)

4. Kuchma V. R. risk Factors to health of students in modern Russian school: identification, assessment and prevention by means of hygiene. Collection of articles of the VI National Congress on school and University medicine. Issue 6. — Ekaterinburg: publishing house of USMU is conducted. 2018: 20–26. (in Russian)

5. Kuchma V. R., Sukhareva L. M., Rapoport I. K. et al. Population health of children, health risks and sanitary-epidemiological well-being of students: problems, solutions, technologies of activity // Gigiena i sanitarija (Hygiene and sanitation). 2017; 96 (10): 990–995. (in Russian)

6. Kuchma V. R., Shubochkina E. I., Blinova E. G. et al. Algorithm for assessing the quality of life of adolescents associated with health: evaluation criteria, identification of risk groups: Federal recommendations for medical care for students. Moscow, 2016: 19 p. (in Russian)

7. Nagaev R. Ya. Indicators of quality of life of teenagers: age and gender features // Medicinskij vestnik Bashkortostana (Medical Bulletin of Bashkortostan). 2014; 9 (3): 11–15. (in Russian)

8. Guidance on hygiene of children and adolescents, medical support of students in educational institutions: model of organization, Federal recommendations of medical care for students / ed. RAS V. R. Kuchma. — Moscow. 2016: 610 p. (in Russian)

9. Strozenko L. A., Gordeev V. V., Lobanov Yu. F., Vinyarskaya I. V. Gender features of quality of life and health of adolescents // Rossijskij pediatricheskij zhurnal (Russian pediatric journal). 2013; 2: 51–54. (in Russian)

10. Syrtsova M. A., Solomay T. V. Hygienic aspects of the restructuring of General education and intensification of the educational process // Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). — 2016; 8: 38–42 (in Russian)

11. Trankovskaya L. V., Ivanova I. L., Vazhenina A. A. Regional features of nutrition of the child population in the conditions of Primorsky Krai. Health of youth: new challenges and prospects: monograph: in 5 vols. Vol. 2: the Main risk factors determining the health of youth. Issues of eating disorders / ed. N. F. Gerasimenko, P. V. Glybochko, I. E. Esaulenko, V. I. Popov, V. I. Starodubov, V. A. Tutelyan. — Moscow. 2019: 340 p. (in Russian)

12. Hangarei S. S., Tamaeva I. Yu., Efimov N. In. etc. The health of the students: priority factors and prevention: monograph. Irkutsk. 2016: 212 p. (in Russian)

13. Shubochkina E. I., Ivanov V. Yu., Blinova E. G. et al. Regional features of life and health of adolescent students (according to multicenter studies) // Zdorov’e naselenija i sreda obitanija (Population Health and habitat). 2018; 8 (305): 47–50. (in Russian)

14. Yatsenko A. K., Trankovskaya L. V., Ivanova I. L. Influence of potential risk factors on the formation of biological maturity of the child’s organism in the conditions of the modern city of Russia // Tihookeanskij medicinskij zhurnal (Pacific medical journal). 2016; 3 (65): 21–24. (in Russian)

15. Thomee S., Harenstam A., Hagberg M. Computer use and stress, sleep disturbances, and symptoms of depression among young adults-a prospective cohort study // BMC Psychiatry. 2012; 12: 176.

For correspondence: Vazhenina A. A., e-mail: antonina2179@mail.ru

Information about authors:

Kapustina T. V. https://orcid.org/ 0000-0001-9833-8963

Kadyrov R. V. https://orcid.org/ 0000-0002-3778-5548

Conflict of interest. The author declares that there is no conflict of interest.

Financing. The study had no sponsorship

Состояние здоровья детей и подростков является одним из основных приоритетов национальных проектов, реализуемых для решения стратегических задач развития Российской Федерации до 2024 г. Детская и подростковая популяции составляют репродуктивный, трудовой, интеллектуальный и обороноспособный потенциал, здоровье которого служит индикатором санитарно-эпидемиологического благополучия населения страны [5].

Подростковый возраст — важный социальный этап в жизни каждого человека, поскольку в это время наблюдается наибольшее число физиологических изменений, начинается половое созревание и становление личности. В гигиенических исследованиях изучение качества жизни (КЖ) среди подросткового населения как субъективного показателя благополучия, определяющего его физическое и психическое здоровье, дает возможность проанализировать восприятие и оценку подростками различных сфер жизни и выявить имеющиеся проблемы в различных аспектах образа жизни [2, 7, 13].

Условия обучения в школе и образовательный процесс являются ведущими факторами риска, влияющими на показатели физического, психического развития и здоровья детей и подростков [10]. С негативным влиянием факторов образовательной среды специалисты связывают от 20 до 40 % детско-подростковой патологии [1, 4, 11]. Исследование КЖ используется для оценки адаптации обучающихся к учебным и трудовым нагрузкам, эффективности мероприятий по оптимизации условий обучения, выделения групп риска, разработки профилактических программ.

Для Цитирования:
А. А. Важенина, И. Л. Иванова, В. В. Скварник, Т. В. Капустина, Р. В. Кадыров, Половозрастные особенности показателей качества жизни учащихся старших классов. Санитарный врач. 2020;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: