Выступая в качестве полной противоположности свободной торговле, протекционизм представляет собой форму экономического национализма, который отдает приоритет хозяйственным интересам одной нации и страны над другими [1]. Торговый протекционизм — это внешнеторговая политика государства, направленная на временное ограничение ввоза импортных и поддержку производства и реализации аналогичных национальных товаров и услуг внутри страны.
Экономическое учение «меркантилизм» прекратило свое доминирующее существование с наступлением эры классицизма, после того как А. Смит и Д. Рикардо произвели переворот в теории международной торговли. Однако идеи протекционизма воплощаются в жизнь в экономической, внешнеторговой политике многих государств и по сей день [2].
В современном мире протекционизм является политически мотивированной защитной мерой, оправданной в краткосрочной перспективе, но негативно влияющей на экономику и рыночную динамику в долгосрочной перспективе [3–5, 9, 10]. Длительное применение этой формы хозяйственного управления делает страну и отдельные отрасли хозяйства менее конкурентоспособными в системе международной торговли [6, 7, 11, 13–16]. Как показывает опыт, наиболее важными инструментами политики протекционизма являются тарифы, субсидии, квоты и манипулирование валютой.
Несмотря на аргументы в пользу свободной торговли, протекционизм все еще широко практикуется [12, 18]. При этом курс на защиту торговли на внутреннем рынке представляет собой целенаправленную попытку ограничить импорт или стимулировать экспорт посредством установления торговых барьеров. Все правительства в какой-то степени ограничивают перемещение товаров и услуг внутри и за пределами границ, поддерживая национальных производителей [19–21]). Не осталась в стороне и отечественная практика применения ограничительных мер в сфере импорта (особенно после санкций ЕС, других западных стран, введенных с 2014 г.). Поэтому тема данного исследования сохраняет свою актуальность и для таможенной политики Российской Федерации [8–10, 23].