По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 323

Политика партнерства России в оформлении государственности в Абхазии и Южной Осетии

Людмила Николаевна Величко канд. ист. наук, доцент, Северо-Кавказский федеральный университет, 355009, г. Ставрополь, ул. Пушкина, д. 1 тел.: 8-918-773-00-19, e-mail: ludku@yandex.ru
Татьяна Александровна Шевцова студент магистратуры по направлению подготовки «Политология», Северо-Кавказский федеральный университет, 355009 г. Ставрополь, ул. Пушкина, д. 1 тел.: 8-989-442-55-55, e-mail: mt1996@list.ru

В статье освещаются особенности политики партнерства Абхазии и Южной Осетии с Россией, геостратегические интересы Москвы, связанные с признанием независимости Абхазии и Южной Осетии. Исследуются механизмы внешнеполитической стратегии России, связанные с ее позициями на Южном Кавказе, и противоречия принятых решений.

Литература:

1. Договор между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о союзничестве и интеграции (2018) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902151096.

2. Comai G. What is the effect of non-recognition? The external relations of de facto states in the post-Soviet space. Dublin: School of Law and Government. Dublin City University, 2018. 298 р.

3. Kolsto P. The Sustainability and Future of Unrecognized Quasi-States // Journal of Peace Research 2006; 43 (6): 723–740.

4. Lynch D. Engaging Eurasia’s Separatist States: Unresolved Conflicts and De Facto States. Washington: United States Institute of Peace Press, 2004. 175 p.

5. Oliveira G. Reconstructive Methodology and Critical International Relations Theory // Contexto Internacional vol. 40 (1) Jan/Apr 2018 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dx.doi. org/10.1590/S0102–8529.2017400100001 (дата обращения: 23.09.2019).

6. Джологуа Д. А. Геополитические интересы России на Кавказе в период конфликтов в Абхазии и Южной Осетии // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. — 2018. — № 2. — С. 379–385.

7. Договор между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о союзничестве и стратегическом партнерстве от 24.11.2014 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/ supplement/4783 (дата обращения: 19.09.2019).

8. Договор между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о союзничестве и интеграции от 18.03.2015 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/supplement/4819 (дата обращения: 20.09.2019).

9. Заявление президента РФ от 27.08.2008 «О признании Российской Федерацией независимости Южной Осетии и независимости Абхазии» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. alppp.ru/law/mezhdunarodnye-otnoshenija--mezhdunarodnoe-pravo/29/zajavlenie-prezidenta-rfot-27-08-2008.html (дата обращения: 20.09.2019).

10. Иванов А. Г. Политика России на Южном Кавказе в контексте проблем международной безопасности // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2012. — № 6 (16). — С. 29–36.

11. Инвестиционная программа содействия социально-экономическому развитию Республики Абхазия на 2015–2017 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mineconom-ra.org/upload/iblock /940/9403e58d49f202e8c7b8031d85e54f8f.pdf (дата обращения: 21.09.2019).

12. Маркедонов С. Полигон этнических конфликтов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.apn.ru/publications/article9744.htm (дата обращения: 21.09.2019).

13. Соглашение о прекращении огня и разъединении сил от 14.05.1994 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901778484 (дата обращения: 23.09.2019).

14. Соглашение о принципах урегулирования грузинско-осетинского конфликта [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1902246 (дата обращения: 23.09.2019).

15. Томас де В. Южный Кавказ 2020. Россия 2020. Сценарии развития. — М., 2017. — 183 с.

16. Цыганок А. Война на Кавказе 2008: русский взгляд. Грузино-осетинская война 8–13 августа 2008 г. — М., 2010. — С. 262.

17. Эшба Э. Абхазия в сфере геостратегических интересов России и Турции. — Т. 1. — М., 2017. — 309 с.

Регион Южного Кавказа является сферой геополитических интересов не только региональных игроков, таких как Россия, Иран, Турция, но и внерегиональных игроков: США, ЕС, стран Ближнего Востока, желавших контролировать поток энергоресурсов Каспийского бассейна, имеющий большое значение для мировой экономики и являющийся предметом соперничества между ними [11, с. 253]. После распада Советского Союза Южный Кавказ стал центром межэтнических столкновений: «из семи вооруженных межэтнических конфликтов на постсоветском пространстве пять произошли в Кавказском регионе» [8]. Безусловно, этнические противостояния в наиболее уязвимом для России направлении — на Кавказе представляли серьезную угрозу дестабилизации ситуации у южных границ страны, что повлияло на активные действия России в роли главного посредника в урегулировании конфликтов (Абхазия и Южная Осетия) [5, с. 35]. Это проявилось в попытке содействия урегулированию грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов. Так, в июле 1992 г. по инициативе России было достигнуто соглашение о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта [14]. Его реализация обеспечивалась миротворческими силами, большинство в подразделениях которых было российским. Третьего сентября 1992 г. в Москве было подписано соглашение между Грузией, Абхазией и РФ о прекращении огня, которое было направлено на «сохранение территориальной целостности Грузии», а затем Соглашение о прекращении огня и разъединении сил от 14.05.1994 [13]. Россия брала на себя обязательства по поддержанию мира в регионе, являясь руководителем миротворческих сил от СНГ, и осуществляла координацию действий с Миссией военных наблюдателей ООН, размещенной в Сухуми [6, с. 379–385].

Политика Российской Федерации в зонах этнических столкновений основывалась на признании границ и стремлении сохранить сложившийся статус-кво, подобной позиции она требовала и от конфликтующих сторон. Однако действия грузинского руководства в 2004 и 2008 гг. сначала привели к утрате политической поддержки России, а затем и к потере Абхазии и Южной Осетии [10, с. 262].

Для Цитирования:
Людмила Николаевна Величко, Татьяна Александровна Шевцова, Политика партнерства России в оформлении государственности в Абхазии и Южной Осетии. Социальная политика и социальное партнерство. 2019;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: