Развитие человеческого капитала — одна из главных задач современного государства. Забота о человеке выражается в поддержке его потенциала (материального, социального, политического, технического, культурно-духовного и др.), преодоления бедности, повышения рождаемости, улучшения качества жизни и др.
Взаимоотношения власти и граждан выходят на первый план в демократических странах. Гражданское общество становится партнером, а не объектом давления на него государства. Данные тенденции в политической, социально-экономической, духовной сферах начинают актуализироваться в Российской Федерации.
Власть будем рассматривать через ее политические и неполитические характеристики, которые по-разному влияют на развитие и качество человеческого капитала в современной России.
Неполитическими характеристиками власти выступают правовые, экономические, экологические, социальные, социокультурные, спортивные, информационные и другие факторы. Так, здесь можно выделить следующие виды власти, имеющие неполитические характеристики: экономическую, социальную, символическую, спортивную, информационную и др. Все эти неполитические характеристики оказывают определенное воздействие на функционирование самой политической власти, здесь происходит комплексное взаимодействие. Политические и неполитические компоненты власти накладываются друг на друга, происходит их взаимообогащение через взаимодействие.
Экономическая власть — контроль над людьми с помощью собственности, денег, различного рода материальных ценностей. Здесь возникает связь олигархии и власти: насколько олигархи вмешиваются во власть, оказывают влияние на принятие важных политических решений [4, c. 50–51].
Здесь немаловажной проблемой является коррупция во власти. И значимость политических и неполитических (в том числе экономических, правовых) механизмов противодействия коррупции в современных российских условиях возрастает [7, c. 20–22]. Так, усиливается роль президентских инициатив по противодействию коррупции, Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции как органа, реализующего полномочия по обеспечению соблюдения должностными лицами органов государственной власти требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.