По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 32.019.5 DOI:10.33920/nik-02-2211-02

Политическая свобода и ее философское осмысление в восприятии студентов: методы фокус-групп и деловой игры*

Лапшин Василий Андреевич заведующий кафедрой общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Московского международного университета, канд. филос. наук, 125040, Российская Федерация, г. Москва, Ленинградский проспект, д. 17, эл. адрес: socrab@inbox.ru

В статье в рамках социально-философского подхода рассматриваются особенности восприятия студенческой молодежью понятий «свобода» и «политическая свобода». Приводятся результаты проведенных деловых игр по данной тематике. Также в статье рассматривается и анализируется тематика фокус-групп, проведенных учащимися. Делается вывод об установках молодежи на политическое участие и влиянии данных установок на реализацию человеческого потенциала.

Литература:

1. Дмитриева Е.В. Метод фокус-групп: проблемы подготовки, проведения, анализа // Социологические исследования. — М.: Наука, 1999. — № 8. — С. 133–138.

2. Лапшин В.А. Свобода и политическая свобода в тезаурусе молодежи: метод фокус-групп // PolitBook. — 2020. — № 2. — С. 62–71.

3. Лапшин В.А. Политологическое образование: исследовательская деятельность студентов как метод политической социализации // XV Международная научная конференция «Высшее образование для XXI века: роль гуманитарного образования в контексте технологических и социокультурных изменений». Москва, 14–16 ноября 2019 г. Доклады и материалы : в 2 ч. Ч. 1. / под общ. ред. И.М. Ильинского. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2019. — С. 362–366.

4. Сковиков А.К. Активизация традиционных и новых акторов гражданского общества в современной России // Управление мегаполисом. — 2011. — № 6. — С. 151–154.

5. Чеховский И.В. О значимости ошибок, возникающих при использовании метода фокус-групп (по результатам поискового исследования) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. — 2009. — № 2. — С. 83–91.

1. Dmitriyeva Ye.V. Metod fokus-grupp: problemy podgotovki, provedeniya, analiza // Sotsiologicheskiye issledovaniya. — M.: Nauka, 1999. — № 8. — S. 133–138.

2. Lapshin V.A. Svoboda i politicheskaya svoboda v tezauruse molodezhi: metod fokus-grupp // PolitBook. — 2020. — № 2. — S. 62–71.

3. Lapshin V.A. Politologicheskoye obrazovaniye: issledovatel'skaya deyatel'nost' studentov kak metod politicheskoy sotsializatsii // XV Mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya «Vyssheye obrazovaniye dlya XXI veka: rol' gumanitarnogo obrazovaniya v kontekste tekhnologicheskikh i sotsiokul'turnykh izmeneniy». Moskva, 14–16 noyabrya 2019 g. Doklady i materialy : v 2 ch. CH. 1. / pod obshch. red. I.M. Il'inskogo. — M.: Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta, 2019. — S. 362–366.

4. Skovikov A.K. Aktivizatsiya traditsionnykh i novykh aktorov grazhdanskogo obshchestva v sovremennoy Rossii // Upravleniye megapolisom. — 2011. — № 6. — S. 151–154.

5. Chekhovskiy I.V. O znachimosti oshibok, voznikayushchikh pri ispol'zovanii metoda fokus-grupp (po rezul'tatam poiskovogo issledovaniya) // Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sotsiologiya. — 2009. — № 2. — S. 83–91.

Актуализация и реализация человеческого потенциала молодежи во многом связана с культурой ее политического участия. В качестве одного из маркеров уровня политического участия нами был выбран взгляд студенческой молодежи на такую философскую категорию, как «политическая свобода». Нам также было интересно, как молодые люди понимают понятия «свобода» и «политическая свобода», насколько эти темы для них актуальны, что является основой для политической социализации студентов [3, c. 362–366], насколько они способны получать и критически осмысливать информацию о функционировании политической системы, воспринимают ли молодые люди себя в качестве потенциальных политических акторов [4, c. 151–154].

В рамках предметов «Основы научных исследований» и «Научно-исследовательский практикум», проводимых у студентов 2–3-го курса по направлению «Международные отношения» на базе Российского университета транспорта (РУТ (МИИТ)), и в рамках занятий по предмету «Философия», проводимых у студентов 2-го курса по направлениям «Журналистика», «Дизайн», «Психология», «Реклама и связи с общественностью», «Актерское искусство» на базе Московского гуманитарного университета (МосГУ), нами были организованы деловые игры на тему «Политическая свобода», «Свобода как философская категория». За учебный год 2020– 2021 проведено 14 деловых игр.

В рамках деловой игры на предметах «Основы научных исследований» и «Научно-исследовательский практикум» студенты одной группы делились на две команды. Каждой стороне было необходимо привести не менее 14 аргументов за или против того или иного тезиса. В качестве аргументов могли выступать мнения экспертов, цитаты из средств массовой информации, статистические данные. На подготовку аргументации давалось 50 минут, остальное время занятия использовались для проведения дебатов.

В рамках дисциплины «Философия» соблюдались те же правила, только темой обсуждения выступала «Свобода как философская категория».

Сразу можно отметить, что во всех дискуссиях у молодых людей отсутствовало строгое понимание понятия «свобода». Как отмечалось нами ранее, при исследовании методом фокусированного интервью в тезаурусе молодежи [2, c. 62–71] молодые люди не делают различий между понятиями «свобода» и «политическая свобода». Наиболее типичное представление о свободе связывается с представлением в духе «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого».

Для Цитирования:
Лапшин Василий Андреевич, Политическая свобода и ее философское осмысление в восприятии студентов: методы фокус-групп и деловой игры*. Ученый совет. 2022;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: