По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Политехнический музей — курсом открытий

Морозова С.Г. заслуженный работник культуры РФ, ученый секретарь Политехнического музея

В статье на базе анализа материалов фонда изобразительных материалов и фонда письменных источников Политехнического музея рассматривается начальный этап истории Политехнического музея. Основное внимание в статье уделяется описанию жизненного пути и творческой деятельности Владимира Робертовича Вильямса (1872–1957), крупного ученого в области топливной промышленности, талантливого преподавателя, внесшего выдающийся вклад в развитие Политехнического музея и оставившего богатое музееведческое наследие в области истории науки и техники.

Литература:

1. Богданов А.П. Общеобразовательный политехнический музей в Москве//Известия Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. — М., 1874. — Т. 15. — С. 13.

2. Делла-Вос В.К. Речь о задачах Музея прикладных знаний, произнесенная при открытии музея 30 ноября 1872 г. // Известия Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. — М., 1874. — Т. 15. — С. 59.

3. Щуровский Г.Е. Речь, произнесенная при открытии музея 30 ноября 1872 г. // Известия Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. — М., 1874. — Т. 15. — С. 54.

4. Делла-Вос В.К. Несколько слов о проекте устройства центральных музеев в России // Известия Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. — М., 1874. — Т. 15. —С. 22.

5. Богданов А.П. Задачи будущего по отношению к Московскому политехническому музею. — М., 1877. — С. 9.

6. Фонд письменных источников Политехнического музея (ФПИ ПМ) Ф.4. Ед.хр.22028/278. Л. 1.

7. ФПИ ПМ Ф.4. Ед.хр. 22028/166. Л. 1.

8. ФПИ ПМ Ф.4. Ед.хр. 22028/159. Л. 17.

9. Вильямс В.Р. К вопросу об организации новой музейной экспозиции//За советский технико-экономический музей/Государственный Политехнический музей. — М.–Л., 1930. — С. 82.

10. ФПИ ПМ Ф.4. Ед.хр. 122028/154. Л. 7.

11. ФПИ ПМ Ф.4. Ед.хр. 22028/166. Л. 2.

12. Полвека служения науке // Вечерняя Москва. — М., 1948. — № 308 (29дек.). — Л. 4.

Музей прикладных знаний в Москве (ныне Политехнический музей) — центральный общеобразовательный политехнический музей в стране, открыл свои двери для посетителей 30 ноября 1872 г. Этому событию предшествовали многократные попытки, которые на протяжении ряда лет предпринимала московская общественность с целью создания специальных музеев — хранилищ образцов продукции промышленности и сельского хозяйства. Первым заговорил о целесообразности учреждения при Императорском Московском Обществе сельского хозяйства отделения мануфактур и торговли с хранилищем при нем изделий фабрик и заводов в 1827 г. президент Общества князь Д.Б. Голицын. Идея заслужила монаршее одобрение, но не была реализована [1]. Последующие десятилетия характеризуются организацией при немногочисленных учреждениях, занимающихся распространением технических знаний, небольших специальных собраний. В начале 1860-х гг. в Москве появляются первые общедоступные художественно-промышленный и публичный музеи, а также сельскохозяйственный музей при Обществе сельского хозяйства.

В 1868 г. Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (ИОЛЕАиЭ) выступило с инициативой о проведении в Москве в честь 200-летия Петра Великого в мае 1872 г. всероссийской Политехнической выставки и создании на ее основе общеобразовательного музея по прикладному естествознанию и политехнике. Общество было создано в 1863 г. при Императорском Московском университете (ИМУ) с целью популяризации науки в России. Оно объединяло выпускников и преподавателей университета, а также просвещенные слои городской общественности. Приоритетным направлением своей деятельности Общество считало «изучение России» и содействие «подготовке широкого слоя образованных ученых». Члены ИОЛЕАиЭ провозгласили: «В каждом государстве, где общественный строй покоится на трезвых, разумных основаниях и где, следовательно, идея о необходимости умственного, нравственного и материального развития приняла для большинства осязательную форму, распространение просвещения вообще, а также разнообразных научных специальных знаний, должно считаться насущной потребностью» [2]. Становление и развитие системы народного образования в стране сопровождалось выдвижением на первый план наглядности при прохождении учебных дисциплин. Организаторы выставки предполагали включить в экспозицию значительное количество демонстрационных приборов и наглядных пособий, и это существенным образом отличало ее от всех предшествующих промышленных и мануфактурных выставок. Так как конечной целью выставки было собирание коллекций для будущего музея, то при формировании предметного ряда выставки образовательные цели преобладали над чисто промышленными: экспонаты, подобранные в соответствии с принципом строгой научной систематизации, содействовали, в первую очередь, популяризации знаний, а уж затем — демонстрации последних достижений различных отраслей промышленности. В результате, экспонаты отделов Политехнической выставки в большинстве случаев легли в основу музейных коллекций отделов Музея прикладных знаний.

Для Цитирования:
Морозова С.Г., Политехнический музей — курсом открытий. Музей. 2024;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: