Мы более или менее освоились с использованием данных о цитируемости научных публикаций в управлении научными исследованиями и оценке их результативности. Но как быть с другим важнейшим звеном в работе вуза — инновациями, новыми технологиями или их коммерциализацией?
Какие рейтинги сейчас пытаются измерять инновации? Times Higher Education World University Rankings измеряет так называемый «доход от индустрии». Это та часть денег, которые университет зарабатывает от бизнеса. Вес этого показателя не очень большой.
Есть ещё такой замечательный рейтинг — Reuters Tip 100 Innovative Universities. Он обращает внимание примерно на такие показатели:
— объёмы патентования;
— успешность патентования;
— международные патенты;
— цитируемость патентов патентами;
— цитируемость научных публикаций патентами.
Я же вам расскажу о некоторых других показателях, которые были использованы в одной из наших недавних работ, и как их можно попробовать перенести на Россию. Есть такой замечательный показатель, как количество патентных документов. Здесь нас с вами ждёт первый подводный камень, потому что есть выданные патенты, а бывают ещё патентные заявки, во многих юрисдикциях они могут быть чуть ли не более ценным документом, чем выданный патент (в каких-то, может быть, менее престижных патентных юрисдикциях). Бывают полезные модели и так далее.
Мы проанализировали показатели объёма инновационной деятельности первых 15 университетов проекта «5–100», МГУ и СПбГУ. Патентные семейства — это, по сути, изобретения, то есть группа всех патентных документов во всём мире, которые имеют отношение к одному изобретению. Таким образом, мы мерим за последние 5 лет — сколько изобретений было у тех или иных российских университетов. В УрФУ — 751, в МГУ — 567, в Томском политехе — 558 патентных семейств.
Показатель вроде неплохой, но важно понимать, что в разных патентных юрисдикциях немного разные требования к оформлению заявок, к уровню изобретения в целом.