Язык бизнеса — цифры. Именно цифры помогают следить за финансовым здоровьем компании. Оценивая здоровье живого организма, мы точно так же опираемся на результаты анализов и измерений. Они показывают, что происходит с организмом, где сбои и «больные места». Причем каждый показатель имеет границы нормы, выходя за пределы которых организм подвергается риску, если это не относится к индивидуальным особенностям.
Так и в бизнесе. О здоровье компании говорят цифры, которые находятся в границах нормы и отображают текущую картину.
Представим, что у вас собственное производство ПВХ-багета: в цехе установлена производственная линия, получаемое изделие соответствует требованиям качества, есть рынок сбыта. Казалось бы, все хорошо. Но если заглянуть в цифры, то выяснится, что себестоимость погонного метра багета — 25 руб., а у конкурентов — 17 руб. Вес одного метра вашего багета — 210 г, а у конкурентов — 150 г.
Понятно, что производство конкурентов более эффективно и у них есть бОльший запас прочности. Со временем конкуренты начнут снижать цену, чтобы забрать вашу долю рынка, и через год-два такой конкурентной борьбы ваш бизнес станет убыточным.
А все потому, что конкуренты следили за себестоимостью продукта, чтобы рентабельность по маржинальной прибыли не проседала ниже 20 %. Регулировать себестоимость можно разными путями, если все процессы в компании оцифрованы, вы увидите, какие для этого есть возможности.
Очень многие путают деньги в кассе, или так называемый денежный поток, с выручкой. Обычно это предоплаты от клиентов, и они пока не могут считаться выручкой компании до исполнения контракта. Выручка возникает только после исполнения обязательств: отгрузили товар и получили подписанный УПД. Именно из выручки вычитаются все расходы.
Есть четыре основные группы показателей: финансы, рынок, бизнес-процессы и сотрудники. Далее в статье мы остановимся на финансовых показателях, так как именно они должны интересовать генерального директора предприятия в первую очередь.