— Владимир Эдуардович, в течение последних пяти лет в столице фиксируется ежегодный устойчивый рост музейной аудитории, в то время как в отчетах по реализации Государственной программы города Москвы «Культура Москвы» с 2013 года повторяется одна и та же фраза: «музеи недостаточно эффективно работают с потенциальной аудиторией и не уделяют должного внимания процессу привлечения новых групп посетителей». Как это объяснить?
— В последние годы мы, действительно, отмечаем рост посещаемости: с 2011 года музейная аудитория столичных музеев, находящихся в ведении Департамента культуры, увеличилась почти вдвое — с 7 до 12 миллионов. Музеи — это современные развивающиеся институции, которые во многом формируют культурный ландшафт города и активно реагируют на важные вопросы общественной жизни. Но мы не хотим останавливаться на достигнутом, до идеала еще далеко. Привлечение аудитории — не менее важная работа, чем создание экспозиций или сохранение музейных фондов. Средства, которые музеи получают от развития услуг для посетителей, пока не покрывают бюджетного финансирования. Но еще есть некоторые музейные сотрудники, которые считают, что они делают все, что могут, и люди сами должны найти к ним дорогу. Если же этого не происходит, то виновато состояние экономики, внешнеполитическая ситуация и средства массовой информации.
Мир меняется бурными темпами, развиваются технологии, и работать сегодня так, как мы это делали вчера, нельзя. Например, столичные музеи, по общему признанию, хорошо приспособлены для посетителей с ограниченными возможностями, но можем ли мы сказать, что задаем образцы организационной культуры при работе с ауди-торией с ограниченными возможностями по зрению, слуху, колясочниками или людьми, недостаточно владеющими русским языком? Потенциал для совершенствования точно есть.
Ежегодный прирост музейных посетителей — это результат грамотных управленческих решений в сфере реализации культурной политики Правительства Москвы, в том числе — результат решения кадровых вопросов. Приход новых руководителей — это всегда позитивные изменения. Мы видим это как в крупных федеральных музеях: в Государственной Третьяковской галерее или ГМИИ им. А.С. Пушкина, так и на примере московских Мемориального музея космонавтики, Мемориального музея М.И. Цветаевой и других. Фразу в отчетах по реализации программы «Культура Москвы», о которой Вы говорите, нужно воспринимать как стимул, чтобы еще и еще активизировать резервы. Почему она Вас так пугает?