Борис Рувимович Мандель,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных наук и иностранных языков НТИ (филиал) РГУ им.
А.Н. Косыгина, Doctor of Science, Honoris causa of International Academy of Natural History
«Всё новое — хорошо забытое старое» — банальная, избитая, затасканная фраза, и только диву даёшься скрытой в этой парадоксальности истине. А как быть с педагогикой? Мы столько говорим о традициях и современности, об инновациях и научном поиске, говорим, говорим… Школа — да! Сухомлинский, Шаталов, Амонашвили… А вуз? Вы назовёте сразу вот, навскидку хотя бы пять имён людей, давших нашей вузовской педагогической науке новое направление, указавших новый путь? Трудновато будет, пожалуй, это сделать. Педагогика — практически ровесница цивилизаций, ох, нет, она зародилась ещё раньше, в тех далёких пещерах и старых поселениях, в древних лесах и городищах. Так что гадать, сколько ей лет, просто бессмысленно.
И вроде мы движемся вперёд. Или нет? Растёт количество законов и приказов, писем и распоряжений, указаний и разъяснений. Это горы бумаг, превращающие жизнь вузов в окружённые решётками и заборами зоны (и далеко не всегда заповедные). Вырваться, прорваться, вдохнуть глоток свежего воздуха вроде бы и можно, только снова нужно возвращаться назад. Голову высунул — и обратно в аудитории, кабинеты, лаборатории. С чем бороться — уж и не знаешь, сидя в компьютерном раю или стоя за кафедрой и переключая слайды презентации для тех, кто вооружён мобильными телефонами и практически в открытую ими пользуется вопреки запрещающим знакам! Как вырваться из этого круга? Какой интерактив (о котором, кстати, что-то всё меньше и меньше стали говорить) заставит и вздохнуть свободней «всех участников педагогического процесса», и, возможно, так изменит этот самый процесс, что он превратит наши вузы в «дивный новый мир»? Хотя, конечно, эхо интерактивного обучения звенит в ушах — мы ищем его признаки уже просто везде и иногда находим, как грибы в лесу, под листиками и веточками…