По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Поиск пути — русский стиль

Поиск русского стиля в начале 20-го века заставил архитекторов прошлого изучать истоки русского зодчества и заново открывать самобытную русскую культуру и свой собственный путь развития. Шехтель, Щусев, Бондаренко, Покровский, Васнецов и Нестеров заложили фундамент нового русского стиля. На заключительном этапе, в конце XIX — начале XX века, русский (неорусский) стиль следовал не форме, а духу, образу древнерусской архитектуры. В основе была живописная общая композиция, характерная для древнерусской архитектуры, особенно псковской. В рисованных деталях было заметно влияние модерна. Это были авторские произведения, а не повторы древних образцов.

Пытаясь воскресить традиции древнерусского строительства, архитекторы начала века в первую очередь отталкивались от принципов композиции и пластики, а не копировали декоративные элементы, как это делали представители псевдорусского стиля. Но нормальное развитие архитектурного искусства закончилось в октябре 1917 г.

После многолетних гонений на все русское мы вспомнили о своих культурно-исторических корнях, и началось стремительное возрождение традиций русского зодчества, с неизбежными ошибками, в том числе архитектурными, и в этом нет вины архитекторов — они не знали традиций. Теперь, когда у нас появился опыт и мы имеем возможность оценить постройки современных архитекторов, можно с уверенностью сказать, что современную архитектурную мысль традиционно русского деревянного зодчества можно разделить на два направления.

Первое: традиционно народная, не стилевая архитектура. Вот что пишет архитектор Петр Карелин: « Признаки и характеристики русского деревянного зодчества — это народная, не стилевая архитектура, для которой характерно следование традиции». Такая архитектура стремится сохранить все древнерусские строительные каноны, консерватизм является неотъемлемой частью традиционного подхода и считает невозможным появление любых нововведений. Традиция представляется как сохранение единожды данных образцов и схем.

Второе направление архитектурной мысли: стилевая архитектура традиционно русского дома. Художники древности никогда не воспринимали традицию как нечто раз и навсегда зафиксированное и подлежащее только буквальному повторению. Используемые в канонической традиции образцы необходимы архитекторам, чтобы представить, что и как нужно делать, но они имеют только педагогическое значение — учить и напоминать, оставляя место для творчества

Древнерусское архитектурное искусство канонично, но не однообразно. Канон охватывает в большей степени иконопись, чем архитектуру, оставляет много возможностей для творчества, создания новых форм. Канон предостерегает автора от ошибок, а вовсе не предписывает ему, как что делать от «а» до «я». Слово «канон» обозначает «правило», отражает церковные нормы в творчестве. Современные государственные СНиП также являются сводами норм и правил, но никто не говорит, что они делают архитектуру однообразной.

Для Цитирования:
Поиск пути — русский стиль. Прораб. 2019;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: