По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.313.333

Поиск причин отказов обмоток вспомогательных асинхронных двигателей электровозов переменного тока средствами компьютерного моделирования

Пустоветов М.Ю. канд. техн. наук, доцент кафедры энергетики, автоматики и систем коммуникаций, Донской государственный технический университет (ДГТУ), г. Ростов-на-Дону

В результате проведенных вычислительных экспериментов удалось установить, что причиной отказов обмоток вспомогательных электрических машин ввиду недопустимого перегрева может быть неудачное сочетание некоторых параметров и настроек или ненадлежащее срабатывание защитной и коммутационной аппаратуры в электрической схеме привода.

Литература:

1. Перспективы развития сервисного обслуживания локомотивов: Материалы 1-й Международной научно-практической конференции. — М.: ООО «ТМХ-Сервис», 2014. — 364 с.

2. Литовченко В. В., Малютин А. Ю., Невинский А. В. Анализ работы вспомогательных машин на электровозах переменного тока // Электроника и электрооборудование транспорта. — 2015. — № 1 — С. 36–40.

3. Пустоветов М.Ю, Захаров А.О. Об экономическом эффекте от использования индикатора предотказного состояния по перегреву короткозамкнутой обмотки ротора вспомогательных асинхронных двигателей на электровозах переменного тока // Транспортный комплекс в регионах: опыт и перспективы организации движения: Материалы Междунар. науч.-практ. конф., 28 мая 2015 г. — Воронеж: Руна, 2015. — № 1. — С. 63–67.

4. Гирник А.С. Модернизация конструкции асинхронных вспомогательных двигателей электровозов // Автореф. дисс. канд. техн. наук: 05.09.01. — Томск, 2011. — 21 с.

5. Выжимова В.Н. Комплексная оценка факторов, влияющих на надежность асинхронных вспомогательных машин электровозов переменного тока, определение основных причин отказов // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. — 2013. — № 3 (39). — С. 205–209.

6. Голов Ю.В., Рапопорт О.Л., Харлов Н.Н., Волков М.В. Особенности режимов работы вспомогательных электрических машин электровозов серий ВЛ85 и 2ЭС5К // Локомотив. — 2006. — №11. — С. 21–22.

7. Некрасов О. А., Рутштейн А. М . Вспомогательные машины электровозов переменного тока. — М.: Транспорт, 1988. — 224 с.

8. Рутштейн А. М. Вспомогательный привод электровозов переменного тока // Вестник ВЭлНИИ. — 2008. — Т. 2 (56). — С. 162–171.

9. Пустоветов М. Ю. Имитационное моделирование явлений во вспомогательном асинхронном электроприводе электроподвижного состава: Монография; ФГБОУ ВПО РГУПС. — Ростов-на-Дону, 2015. — 159 с.

10. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2015616252. SPICE-модель электровозного асинхронного вспомогательного электропривода мотор-вентилятора с питанием по конденсаторной схеме с функцией расчета тепловых процессов в трехфазном асинхронном двигателе с учетом разрывов стержней короткозамкнутой обмотки ротора / Пустоветов М. Ю.; заявитель и патентообладатель Пустоветов М. Ю. Зарегистриро вано 04.06.2015 г.

11. Электровоз магистральный 2ЭС5К (3ЭС5К). Руководство по эксплуатации. Т. 1 (в четырех книгах) (изд. первое). — Ростов-на-Дону: СХКТБ ООО «БелРусь», 2007. — 160 с.

Из анализа Топ-100 проблем сервисного обслуживания локомотивов за 2014 год [1] и статистики ОАО «РЖД» ясно, что проблема отказов обмоток вспомогательных асинхронных двигателей (АД) электровозов переменного тока остается актуальной [2, 3]. Ряд работ на эту тему был выполнен по итогам начального периода эксплуатации электровозов семейства «Ермак» [4–6]. В них внимание сконцентрировано на недочетах конструкции АД НВА-55 и ненадлежащем качестве питающего напряжения. С одной стороны, не хотелось бы зачеркивать результаты многолетнего научного и инженерного труда разработчиков специализированного АД, а также конденсаторной схемы питания АД [7, 8]. С другой стороны, вопросы эффективности, надежности и безопасности электрооборудования требуют решения.

В [9] опубликованы результаты совместного компьютерного моделирования электромагнитных, электромеханических и тепловых процессов в АД НВА-55 привода мотор-вентилятора при одиночном пуске в составе схемы электровоза 2ЭС5К с чисто конденсаторным расщеплением фаз (без пускового двигателя). Результаты получены на компьютерной модели типа [10]. Ее особенностями были учет влияния обрывов стержней только на активное сопротивление фазы ротора (индуктивное сопротивление рассеяния фазы ротора оставалось неизменным), а также отсутствие гистерезиса (коэффициента возврата) при работе реле контроля напряжения, обеспечивающего коммутацию пусковой ступени конденсаторов.

В настоящее время разработана усовершенствованная компьютерная модель, свободная от вышеназванных недостатков. На ней проведены вычислительные эксперименты, позволившие получить уточненные данные относительно условий возможного возникновения недопустимых по нагреву обмоток АД режимов его работы. В [9] установлено, что критерием опасных в тепловом отношении режимов работы конденсаторной схемы вспомогательного привода с АД может служить близкое к 100 % значение коэффициента небаланса междуфазных напряжений АД (см. выражение (1)). Оно свидетельствует о наличии большого количества разрывов стержней беличьей клетки ротора. Установлено, что высокое значение

Для Цитирования:
Пустоветов М.Ю., Поиск причин отказов обмоток вспомогательных асинхронных двигателей электровозов переменного тока средствами компьютерного моделирования. Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2017;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: