Автомобильный транспорт в транспортном комплексе страны занимает одну из лидирующих позиций, регулярно обслуживая более 3 млн предприятий и организаций всех форм собственности, фермерских хозяйств и частных предпринимателей, а также население страны. По данным аналитического агентства «Автостат» в 2022 году автомобильный парк России составил почти 55 млн ед. техники. Грузовых автомобилей в стране 4,1 млн ед., что составляет примерно 4% от общей численности автомобильного парка, автобусы насчитывают 0,4 млн ед. и их доля не превышает 1% [1]. Соотношение грузоперевозок в нашей стране различным транспортом отображено на рис. 1.
Особенности и преимущества автомобильной техники предопределяют достаточно высокие темпы ее развития, которые связаны с мобильностью и гибкостью доставки различного груза, организацией и выполнением пассажирских перевозок точно и в установленный срок. Эти свойства во многом определяются уровнем технического состояния, зависящего, во-первых, от надежности конструкции автомобилей, во-вторых, от мер по поддержанию и обеспечению их работоспособности в процессе эксплуатации и от условий последней. Если надежность конструкции закладывается на этапах проектирования и производства, то наиболее полное использование потенциальных возможностей определяется этапом технического обслуживания и текущего ремонта, а, следовательно, работоспособность автомобильной техники поддерживается и обеспечивается системой технической эксплуатации.
Очень важно, чтобы автомобильная техника постоянно находилась в работоспособном состоянии, была способна выполнять функциональные задачи. Эти требования являются одними из наиболее важных факторов минимизации эксплуатационных затрат перевозочного процесса. Достигаются требования посредством снижения временных показателей выполнения работ по поддержанию и обеспечению работоспособного состояния автомобильной техники, при этом, обязательно должно выполняться условие обеспечения необходимого уровня качества выполняемых операций по техническому обслуживанию и текущему ремонту.