Идти в ногу со временем решили и на БелАЗе — мировом лидере по производству карьерных самосвалов. В партнерстве с российскими компаниями VIST Robotics (входит в «ВИСТ ГРУПП») и «Цифра» был разработан автономный карьерный самосвал
На текущий момент погрузочноразгрузочный комплекс БелАЗ, работающий в автономном и дистанционно управляемом режимах, состоит из колесного погрузчика и карьерного самосвала.
Автономный самосвал построен на базе серийного БелАЗа-7513R грузоподъемностью 130 тонн. Возведение машины в статус «умной» потребовало небольших доработок рулевого управления, тормозов и системы управления тяговым приводом. Кроме того, самосвал получил внушительный обвес из различных датчиков, радаров, лидаров и антенн, которые позволяют двигаться БелАЗу по заданной траектории.
В отличие от обычных 130-тонников беспилотные машины также обзавелись расширенной системой контроля и диагностики. Например, тут есть специальные микрофоны — устройства постоянно «слушают» фоновые шумы и в случае отклонений передают сигнал системе. Таким образом, говорят разработчики, любые неисправности можно выявить еще на начальных этапах, а возможные поломки делятся по степеням опасности:
- «Желтый» — некритичный уровень опасности, при котором машина продолжит движение;
- «Оранжевый» — требует вывести в ближайшее время машину в ремонтную зону, чтобы не навредить технике еще больше;
- «Красный» — вызывает необходимость срочной остановки машины и срочной эвакуации в ремонтную зону.
Стоит отметить, что речи о полной автоматизации пока не идет: еще е отточена до конца технология. Испытания в условиях реального карьера начнутся ближе к концу года, а искусственному интеллекту потребуется еще 2–3 года на обучение, чтобы затем полностью вытеснить человека. Но главная проблема — в несовершенстве нормативно-правовой базы, которая тормозит внедрение подобных технологий.
Наглядно работу «умного» погрузочно-разгрузочного комплекса «белазовцы» продемонстрировали на испытательном полигоне в Жодино. Движение самосвала осуществлялось по безразворотной траектории в автономном режиме, а дистанционное управление погрузчиком БелАЗ -78250 взял на себя оператор.