— Алексей, согласно февральскому опросу института общественного мнения «Анкетолог», 91 % респондентов считают, что сфера ритуальных услуг России отличается высоким уровнем коррупции. Как, по-вашему, это произошло?
— Есть и обыденное мнение: хочешь, чтобы всё прошло нормально, — всем дай. Хотя, что такое оказание ритуальных услуг? Форма предпринимательской деятельности, business as usual. В большинстве стран предоставление ритуальных услуг является одним из самых прибыльных видов экономической активности. Но известно: где присутствует высокий доход, всегда есть соблазн правонарушений.
В 2004 году в России было отменено лицензирование ритуальной деятельности. Данный факт упростил создание ритуальных предприятий и снизил уровень бюрократических процедур. Но вопрос: насколько это пошло на пользу обществу и людям? Ритуальные услуги в России как в советское, так и в нынешнее время остаются одними из самых закрытых видов предпринимательской деятельности. Вполне закономерно, что тень неизбежно падает и на социальные, и на сервисные службы, которые вовлечены в эту орбиту.
— Какой выход из ситуации?
— Благоприятная почва для злоупотреблений при получении услуг складывается там, где обращаются наличные неучтенные средства. Уберите из отношений клиента и исполнителя финансовую составляющую — и вымогать в принципе будет нечего. Эта простая мысль и привела моего партнера, разработчика патента «Похоронный сертификат» Амира Заляльдинова, к идее создания в России единой системы.
— Похоронные сертификаты — что это такое?
— Ноу-хау рынка ритуальных услуг, документ с несколькими степенями защиты: водяные знаки, номер и серия, голографическая наклейка. Указаны также персональные данные клиента, на обороте перечислен весь перечень заказываемых услуг. Похоронный сертификат имеет несколько номиналов в зависимости от выбранных аксессуаров и услуг. Среди них могут быть выбор места захоронения, инвентарь, транспорт, сбор требуемых документов.