По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Подземные ювелиры

В начале 1930-х гг. в распоряжении метростроевцев были кирка, лопата и вагонетка. Сегодня в арсенале строителей используются тоннелепроходческие механизированные комплексы. Строительство тоннелей всегда было чрезвычайно сложной инженерной задачей. Проходчиков ждут твердые каменистые грунты, мягкие глины, сыпучие пески и водоносные слои, способные затопить пространство под землей за считаные минуты.

Упростить подземное строительство, как отмечается в материале ИА ЦСП «Госновости», помог проходческий щит, который изобрел в начале XIX в. английский инженер Марк Брюнель.

В 1825 г. с помощью щита начали прокладывать тоннель под Темзой. Грунт выбирали одновременно 36 шахтеров, каждый из которых работал в отдельной ячейке. Несмотря на все трудности, строительство завершилось триумфом. В первый же день после открытия тоннеля под Темзой через него прошли 15 тыс. человек. С тех пор Великобритания заслуженно считается пионером щитовой проходки, а сам метод получил название «лондонский».

В Москве такой щит впервые использовали в 1934 г. на сложном участке первой очереди метро между Театральной площадью и Лубянкой. Машину закупили у англичан. Иностранным консультантом пригласили американского инженера Джорджа Моргана. Он заявил, что щит не может проходить больше 75 см в сутки. Вопреки утверждениям Моргана столичные метростроевцы увеличили скорость более чем в 5 раз. За сутки они преодолели более 4,5 м.

Сегодня скорость строительства тоннелей стала выше в десятки раз. Их прокладывают ультрасовременные оборудованные машины: германские щиты Herrenknecht, канадские машины LOVAT и американские Robbins. Длина комплексов может составлять 100 м, вес — от 150 т. Именно поэтому на стройплощадку их привозят по частям. Собирают машину прямо на месте в специально подготовленном котловане или монтажной камере, размеры которой сопоставимы с футбольным полем — 60 на 70 м. Свой подземный путь щит завершит в такой же камере, где его разберут и отправят на строительство нового тоннеля.

Одна из самых трудоемких операций по сборке тоннелепроходческого комплекса была при строительстве ст. м. «Деловой центр». Из-за недостатка места нельзя было оборудовать наземную монтажную камеру для щита длиной 93 м. В итоге машину монтировали на небольшом пятачке шириной 20 м и длиной 8 м, опуская кольцо за кольцом под землю.

Щиты не только роют подземный коридор, но и укрепляют его, оставляя за собой готовый тоннель. Своды формируются из чугунных тюбингов весом 2,5 т. Готовое кольцо тоннеля состоит из шести тюбингов. После того как подземный ход полностью готов, строители укладывают рельсы и подводят инженерные сети.

Для Цитирования:
Подземные ювелиры. Охрана труда и техника безопасности в строительстве. 2016;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: