История становления археологии и развития музейного дела тесно переплетены. «Археология появилась раньше Эрмитажа, но мы храним ее начало — Сибирскую коллекцию Петра Великого» (М.Б. Пиотровский). Часто настоящие открытия происходят в стенах музея. Здесь, в тиши музейных залов сотни людей ежедневно открывают для себя историю наших предков, рассказанную языком вещей, найденных археологами при раскопках древних городов, поселений, курганов и могильников. Язык вещей всегда сложен, и чтобы сделать его понятным, нужно проделать большую научную и исследовательскую работу. Нужно, чтобы археологические предметы побывали в искусных руках реставраторов, экспозиционеру необходимо проявить вкус, фантазию, изобретательность и такт. Так воссоздается и пишется история наших предков, о жизни которых не осталось письменных свидетельств, о народах, которые сохранились лишь в исторической памяти, о темных веках, свидетельства о которых уничтожены.
В археологии всех увлекает ее романтическая сторона: экзотические страны, затерянные уголки, костер и удаленность от современной цивилизации, сенсационные открытия свидетельств давно минувших времен и цивилизаций, которые, правда, происходят очень редко, но за ними пускаются в «погоню» многие. Все это объединяется емким словом-термином «поле».
Особенное место всегда занимали подводные археологические исследования, которые ассоциируются, как правило, с экспедициями в поисках затонувших кораблей. Но есть и целые поселения каменного века, которые ушли под воду, лишь немногие из них были обнаружены волею случая.
Многие из них могут исчезнуть, так никогда и не будучи найденными.
Весьма показательна судьба подводного культурного наследия на юге Псковской области. История открытия археологических памятников в озере Сенница напоминает историю открытия поселений в озерах Швейцарии. В 1976 году уровень озера был искусственно изменен. В результате спуска уровня воды почти на четыре метра стали быстро разлагаться донные отложения, и из-под воды начали выступать верхние концы свай-столбов.