По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332 DOI: 10.33920/sel-04-2506-10

Подвиг колхозного крестьянства в произведениях русских художников в годы Великой Отечественной войны

Смоленская В.К. доцент каф. основ архитектуры, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», Москва, Е-mail: contact@ smolenskaya.info
Занегина А.Б. доцент каф. основ архитектуры, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», Москва, Е-mail: anna-zanegina@yandex.ru
Левенцева Е.Н. доцент каф. основ архитектуры, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», Москва, Е-mail: sekretsv@mail.ru
Караульных Е.И. доцент каф. основ архитектуры, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», Москва, Е-mail: katemir13@mail.ru

Нередко внимание художников, родившихся в деревне, привлекает именно сельская жизнь, а героями их полотен становятся простые люди, живущие рядом, в тот же временной отрезок, друзья, соседи. Но несмотря на видимую узнаваемость своих персонажей, авторы нацелены на создание образных типов-символов, воплощающих в себе основные черты национального характера. Авторы статьи анализируют живописные полотна советских художников Аркадия Пластова и Сергея Герасимова, вошедшие в золотую антологию произведений, посвящённых невыносимо тяжёлому труду жителей деревни в годы Великой Отечественной войны.

Литература:

1.Суздалев П. Советское искусство периода Великой Отечественной войны. М., 1965.

2.Юон К. Об искусстве. Т. 1–2. М., 1959.

3.Белявский Н. Художник и его герои // Советское искусство. 1940.

Наша жизнь наполнена событиями, которые дают неисчерпаемые темы для творческой работы. Союз труда и искусства — постоянный лейтмотив художественной практики, а призвание художника состоит в том, чтобы претворять в произведениях неповторимую картину времени языком высокого искусства, формировать художественное представление об эпохе, исполнять произведения, в которых как бы аккумулировалось главное содержание жизни, воплощались её идеалы. Многие произведения, ставшие ныне классикой изобразительного искусства, живут с нами и как творческие открытия своего времени, и как великие художественные образы, а образ человека в живописных произведениях военных лет занимает большое место. Народ в Великой Отечественной войне — таково основное содержание разных по характеру живописных работ героического звучания. Интерес к прошлому своего народа, его художественное исследование с позиций сегодняшнего дня — одна из важных сторон нравственного облика человека нашего времени. В годы войны художники жили общими мыслями и заботами со всей страной. Поэтому любой индивидуально конкретный образ, почти любая тема, отражающие разные стороны жизни, становились типическими, обретали широкий общественный резонанс, независимо от того, воплощались ли трагические или лирические черты. Каждая эпоха рождает своё искусство, и каждый художник должен быть верен своему, национальному, нужно искать собственный путь в искусстве.

Дата 22.06.1941, ставшая одной из наиболее страшных и драматичных в истории нашего государства, ставшая точкой отсчёта гибели миллионов граждан СССР, разрушения и уничтожения тысяч городов и тысяч сёл, нечеловеческих зверств, творимых фашистскими изуверами. Скорбный, печальный день для всех, кто смог выжить и пережить эту трагедию, для их детей, которые не дождались отцов и матерей, для их внуков. В изобразительном искусстве появились произведения, в которых как бы аккумулировалось главное содержание жизни, воплощались её идеалы. Народ в Великой Отечественной войне — таково основное содержание различных по характеру живописных работ героического звучания. Разные художники по‑разному видят мир, по‑своему выражают своё отношение к происходящим событиям. Тем не менее, как правило, в живописи военных лет трагически-возвышенное и конкретно-бытовое переплетается настолько тесно, что вместе создают единую художественную ткань, наполненную живым и острым чувством времени. Жанры в живописи, преодолевая узы границ, становятся гораздо подвижнее. Привычное и ежедневное в них звучит подчас не менее героически, чем многие темы, решённые в батальном жанре. Поразному преломлялись события Великой Отечественной войны в творчестве отдельных художников. Различные аспекты видения и средства их художественного воплощения обусловили широту образного диапазона русской станковой живописи в целом. У каждого большого художника есть свой круг любимых тем, связанных с той стороной народной жизни, которая ему ближе и дороже всего, которую он больше и лучше знает и охотнее всего изображает. Наличие глубоко индивидуального отношения к окружающей жизни, своего угла зрения при её изучении помогает художнику увидеть высокую красоту в том, что другому человеку, не художнику, может показаться обыденным и ничем не примечательным. Так, новые стороны дарования обнаруживает Аркадий Александрович Пластов. Искусство художника глубоко проникает в особенности жизни народа этих лет, становится гражданственнее и в то же время лиричнее. В его картинах, написанных в годы войны, вместе с ненавистью к врагу звучит безграничная любовь к соотечественникам. Эта любовь определяет внутренний строй полотен, в которых жанровая трактовка темы при скупо намеченной сюжетной линии оказывается способной совместить конкретное с общим, частное с типическим. Пластов не отрывается от обыденной повседневности, но эта повседневность несёт у него черты особенной нравственной силы. Художник изобразительным языком говорит в своих полотнах о сельских буднях, его интересуют простая жизнь и незамысловатый быт соседей, среди которых он вырос, жил и работал, где он и черпает сюжетные линии. Современная деревня в её нынешнем виде стала для мастера своеобразным ручейком родниковой воды, отражающим не только великолепие родной земли, но и разнообразные типы людей, различие и сложность человеческих судеб. Мысли и чувства окружавших его с детства людей служат своеобразным окном в широкий и многообразный мир чувств, мыслей и переживаний наших современников. В людях деревни художник умеет подметить и передать особую пластику движений, манеру стоять, двигаться, плясать, одеваться, их простодушие, соединённое с житейской мудростью. Цветовое буйство красок помогает создать свой мир, его реальную осязаемость, краски для художника являются формообразующими материалами, которые усугубляют эффект композиционного пространства, глубины в холсте. Именно колористическое богатство создаёт образ живой и трепетный. Мастер использует в работе любимую колористическую гамму, а всем своим творчеством он утверждает себя как убеждённый сторонник и верный продолжатель традиций русской живописной школы на пленэре, то есть живописи, передающей красочное богатство натуры в окружении воздуха, под открытым небом, в единстве света и цвета. Но пленэр для мастера — это не только возможность и формальное средство передачи солнечного освещения и сложной системы красочных и световых рефлексов на фигурах людей, на предметах и растениях, он помогает художнику выразить чувство близости человека и природы. Умение в малом показать большое и значительное, создавать в живописи поэтический образ нашей Родины завоевало Аркадию Пластову любовь и симпатии широких масс зрителей. Его картины всегда узнаёшь по их цветовой насыщенности, по звучным и смелым цветовым сочетаниям. Характерные для его произведений искренность чувств, глубина проникновения в народную жизнь, красочность полотен располагают к себе многих зарубежных зрителей, донося до них подлинную правду о русских людях, об их стремлении к миру и труду. Мастер наслаждался общением с родной природой, значительную часть своей жизни посвящал односельчанам, простым незатейливым людям, которые неизменно становились прообразами персонажей его картин. Разразившаяся война застала Аркадия Александровича Пластова в родной деревне Прислониха, и она жёстко и решительно изменила весь строй полотен художника, внесла в его произведения чувство глубокой скорби, вызванной испытаниями, выпавшими на долю русского народа, чувство жгучей ненависти к врагу. Характерной особенностью творчества мастера была его склонность к простым, повествовательным сюжетам, лишённым открыто выраженных конфликтов, столкновения противоположных по своим чертам характеров. Это не обедняло произведения автора, так как он углублял их образное содержание за счёт показа значительности и важности простого и обыкновенного. Но война заставила Пластова написать несколько картин, сюжет которых особо драматичен. Так, в сорок втором-сорок третьем годах художник начал работу над картиной, ставшей впоследствии широко известной во всем мире: именно это полотно под названием «Фашист пролетел» не только оказало сильное воздействие на развитие советской живописной школы, но существует гипотеза, что присутствие именно этой картины в зале заседаний при встрече лидеров мировых держав в 1943 году оказало влияние на течение дальнейших исторических событий: руководитель российской делегации Иосиф Сталин распорядился повесить этот холст перед креслами, в которых разместились Черчилль и Рузвельт. Итогом переговоров стало открытие так называемого «второго фронта». Произведение Пластова, которое мастер создал на основе реально увиденной трагедии, приобрело характер большого жизненного человеческого символа. Символично в нем всё: и пейзажный фон, превратившийся в одно из главных действующих лиц, и сражённый пулей развлекающегося врага юный подпасок, и тревожная тень удаляющегося «мессершмидта». В этой картине трагедия смерти как будто замаскирована Пластовым идиллией окружающего пейзажа. При первом взгляде кажется, что мальчонкапастушок просто прилег отдохнуть, а коровы меланхолично пасутся или тихо лежат неподалёку. Лишь при внимательном рассматривании картины видя вдали вражеский самолёт, практически уже не- заметный, вдруг понимаешь, что произошла трагедия, что около головы пастушка совсем не алые цветочные лепестки, а кровавая струйка, вытекающая из пробитого детского черепа, что лежащие коровы мертвы и маленькая смешная дворняжка жалобно завывает около неподвижного тела хозяина потому, что он тоже мёртв. В этой работе совершенно отсутствуют используемые иногда художниками символические образы колышущихся в воздухе полотнищ, как бы говорящих о внутреннем непокое героев. Полотно воздействует на зрителя своей звенящей осязаемой тишиной. Картина делится как бы на две части, каждая часть выполнена в определённой цветовой гамме, усиливающей образное решение произведения: противопоставление сочных изумрудных оттенков в изображении наполненных жизнью полей озимых — и красок осени, увядания, умирающей природы. Это композиционное решение просто, бесхитростно, лаконично, но именно в этой простоте без шума, без патетической истеричности обнажается ужасающая в своей бессмысленности катастрофа, необъяснимая абсурдность этой бойни, когда неожиданно, внезапно, молниеносно оборвалась жизнь смешливого сельского мальчишки. Вдруг к зрителю приходит понимание того, что прекрасный окружающий мир будет жить дальше, опадут последние листья в осенней роще, в небе закружатся лёгкие бабочки первых снежинок, но ничего этого уже никогда не сможет увидеть простой деревенский паренёк, которого ради забавы расстрелял фашистский лётчик-изувер. Столь выразительно написать гибель возможно тогда, когда очень сильно любишь жизнь. Художник признавался, что любит всё, что создано природой, обласкано тёплым солнечным светом, но особенно любит людей. Огромный мир размышлений, ощущений русского человека передаётся в полотнах Пластова «Жатва» и «Сенокос», написанных в начале сорок пятого года. Ещё шла война, но советский народ уже взялся за восстановление разрушенных сёл, городов, предприятий. Сюжет, повествующий о том, что все взрослые полные сил крестьяне ушли защищать страну, а чтобы коловращение деревенской жизни не нарушалось, место ушедших заняли те, кто остался: женщины, старики и дети — они сеяли и убирали хлеб, ухаживали за скотом и выполняли все необходимые работы, мужественно неся на своих плечах все тяготы войны. В «Жатве» на лицах старика и детей, обедающих в поле после напряжённой работы, одновременно написана усталость и сознание выполненного долга. Необыкновенно выразителен образ пожилого крестьянина, который как бы является мощным воплощением и средоточением всех черт, свойственных именно русскому характеру, в нём прочитывается состояние красоты души, спокойствие, достоинство и благородство человека, прожившего длинную тяжёлую жизнь, человека, связанного с землёй каждой клеточкой своего тела, представителя народа, обладающего самостоятельностью суждений, нетрафаретностью мысли, меткостью изречений. Сидящие рядом мальчик и девочка цветом своих русых волос сливаются с золотистой ржаной соломой. Снопы этой соломы, стерня на поле, недожатая ещё вдали рожь, колоски её, собранные в ведро, написанные в охристых и в самой глубине композиции — коричневых тонах, переливаются всеми оттенками старого золота. Эти цвета в картине как бы воплощают в себе материальность, драгоценность хлеба. Художник ведёт повествование неторопливо. Действие в нём сведено к минимуму. Этих людей скрепляет не только обычная взаимная любовь, привязанность, но и нечто гораздо большее — бремя суровых, невыносимо тяжёлых военных лет, которое пришлось нести и старым и малым. Живопись Пластова в этой композиции строится на предельной конкретизации человеческих образов, реальности быта и природы, единой сдержанной тональности: всё это передаёт суровый дух времени. Красочное решение другой картины — «Сенокос» (1945) — необыкновенно щедро, а лейтмотивом, ведущей темой в ней стала тема возрождения жизни, радости победы. Картина отражает время, когда начали возвращаться в село фронтовики. Как зримо и непосредственно выразилась любовь к земле с пышным ковром благоухающих трав и полевых цветов, к ветру, шелестящему в ветвях берёз, к солнцу, заливающему луга. Жажда полнокровной жизни побеждает душевную боль и горечь утрат, сообщая искусству художника чувство устойчивого равновесия и оптимизма. Мастер не случайно остановился на изображении сенокоса — наиболее праздничного момента в трудовой жизни крестьянина. «Сенокос», безусловно, является гимном счастья, счастья взахлёб, в котором переплелись для Пластова все темы, бесконечно любимые им: и сельская жизнь, и ликующая родная земля, и стремительный порыв молодых работающих людей. Художник уделяет внимание не столько разработке сюжета, сколько передаче эмоционального состояния переживаемого момента. Цвет в этой работе чрезвычайно подвижный, искрящийся, живо передающий окружающую природу. Кажущаяся прозаичность, простота мотива обманчивы: в прозе заключена поэзия, но открывается она не всякому и не сразу, а лишь очень внимательному зрителю. В композиции картины ясно прочитывается чувство слаженности, ритмичности. Композиция выстраивается автором так, что взгляд смотрящего скользит в глубину, туда, где виден синеющий лес, сияют золотом копны скошенной травы. И кажется, и этот летний жар, и плодородная цветущая земля, и люди, разгоряченные работой, наполненные потаенной глубинной силой земли, — все это всегда было и всегда будет. Пластов выразил какую‑то вневременную радость самой жизни, ее простоту, ясность и одновременно наполненность и мудрость. Умение остро почувствовать состояние природы и как бы соединить его с действиями людей характерно для работ мастера, он обнаруживал удивительное цельное, оптимистическое восприятие мира. Он говорил, что работал над холстом «задыхаясь от счастья», и это ощущение бескрайности неисчерпаемого счастья ощущается особенно остро ещё и потому, что создавалась картина в год Великой Победы — первое послевоенное лето. Умение прочувствовать и передать в картине этот порыв душевной радости и является основной темой, тем главным местом, которое определил для себя художник в советской живописи — прославление жизни в цвете. Живописное полотно полно ликованием победы, счастьем свободного труда на родной земле, которой враг больше не грозит опустошением. Сочетание цветового и светового звучания в соединении с обильными тенями и рефлексами позволяет зрителю «утонуть» в звенящем разноцветном море полевых цветов, в синеве утреннего свежего воздуха, в напоённых солнечным светом душистых летних травах. Пластов обладал редким даром извлекать из палитры тонкие сочетания цветовых оттенков, которыми он мастерски передаёт красоту и нежность хрупких цветов, сложные состояния освещения, создавая прозрачную световоздушную среду в изображении. Здесь чувствуется импрессионистическая раскованность, свежесть, трепетность живописной ткани, ставшей основой для пластовского художественного языка. В 1946 году за полотна «Сенокос» и «Жатва» художнику Аркадию Пластову была присуждена Сталинская премия.

Для Цитирования:
Смоленская В.К., Занегина А.Б., Левенцева Е.Н., Караульных Е.И., Подвиг колхозного крестьянства в произведениях русских художников в годы Великой Отечественной войны. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2025;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: