По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

«Подвал 04» — пространство андеграунда

Михаил Шмаков Амурский областной краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского; Ассоциация творческих работников Амурской области, г. Благовещенск
Ключевые слова:

Объединившись с Ассоциацией творческих работников Амурской области, областной краеведческий музей рискнул привлечь самую юную и наиболее пассионарную часть творческой молодежи. Однако созданный двумя институциями новый Культурный центр «Подвал 04» оказался привлекательным местом не только для нее, но и для жителей Благовещенска разного возраста.

Культурный центр «Подвал 04» был образован в декабре 2016 года как совместный проект Амурского областного краеведческого музея и Общественной некоммерческой организации «Ассоциация творческих работников Амурской области». Тремя годами ранее музей на этой же территории уже запустил проект «Арт-подвал», сосредоточенный в основном на концертах альтернативной музыки. Теперь же было решено создать культурный центр с регулярной творческой деятельностью, включающей в себя не только концерты и выставки, но и образовательные проекты.

При реализации идеи организаторы столкнулись со всем набором проблем провинциального города: с отсутствием выстроенной и отрефлектированной художественной традиции; с зачаточным состоянием культурных кодов, неподготовленностью большей части горожан к восприятию современного искусства.

Авторы любого проекта большую часть энергии черпают из будущего, на которое они проецируют свои фантазии и желания. «Окружающий нас мир будет таким, каким мы его сделаем!» Как и переселенцы, некогда заселявшие Дальний Восток, энтузиасты принялись за дело. Пространство подвала осознанно создавалось визуально агрессивным и четко зонированным. Художники получают индивидуальные территории, взаимодействующие как правило по принципу визуального контраста. Под работы соответствующим образом окрашиваются стены.

Именно окрашивание стен оказалось фактором, производящим особенное впечатление на зрителей, привыкших к тому, что работы обычно просто вывешиваются на белых стенах. Создателям же нового культурного центра хотелось вызвать у посетителей чувство, которое можно назвать «эффектом Элли», попавшей из серого Канзаса в волшебную страну Оз. Скромность бюджета художественных проектов пока не позволяет создавать масштабные инсталляции, но общий вектор развития понятен уже сейчас.

Центры современного искусства обычно работают с молодыми художниками, осознанно стремящимися к профессиональной реализации в сфере contemporary art. Создателям «Подвала 04» удалось вовлечь в его деятельность совсем юную молодежь, поколение 16-летних, для которых творчество — пока лишь одна из сфер жизненной активности, некий авантюрный и экзотический жизненный опыт. Как правило, трансгрессивная традиция в провинциальных городах рождается «на обочине культуры», в спальных районах, на пустырях, среди молодежи, не имеющей возможности получить хорошее образование. Такими художниками движет не пафос критического осмысления культурного наследия, а естественное желание расцветить серые будни, привнести в свой мир нечто яркое, а возможно, сакральное.

Для Цитирования:
Михаил Шмаков, «Подвал 04» — пространство андеграунда. Музей. 2018;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: