Известно, что самым ответственным и малонадежным элементом электрических двигателей является их изоляция. Среди причин отказов на первом месте находится ее увлажнение. Попытки защиты от увлажнения дополнительными средствами не нашли положительного эффекта. Решение этой проблемы возможно за счет своевременного диагностирования степени увлажнения изоляции. Для этого разработано несколько способов, но они реализованы на основе устаревших элементов, громоздки и требуют больших трудозатрат на проведение измерений.
Так, например, удачно используется реактивный ток для подсушки изоляции проводников обмотки статора асинхронного двигателя в технологической паузе [1], при этом конденсаторы, обеспечивающие этот ток в рабочем, номинальном режиме, используются еще и для компенсации реактивной мощности АД, что делает подобное устройство автоматической подсушки (УАП) очень эффектным.
Единственным недостатком такого УАП является необходимость подбора однофазных конденсаторов по величине и мощности для каждого АД в зависимости от его мощности. К тому же разрядная сетка номиналов силовых конденсаторов не позволяет устанавливать необходимое значение величины действующего значения тока, что может приводить к распариванию изоляции, снижая надежность.
Поэтому на практике используются тиристорные УАП [2], позволяющие устанавливать ток обмотки статора необходимой величины. Недостатком тиристорных УАП является несимметричность подсушки, т. е. ток подсушки протекает только по двум фазам АД, вследствие чего для прогрева изоляции обмотки третьей фазы требуется дополнительное увеличение тока двух фаз.
С целью устранения указанных недостатков нами предложено синтетическое решение, объединяющее в себе и трехфазный конденсатор, используемый в рабочем режиме как компенсирующее устройство, и тиристортный регулятор тока (биполярный тиристорный ключ (БТК)) [3]. Данное решение позволило с помощью БТК формировать меньшее по уровню действующее значение тока в фазах А и С двигателя, но с большим относительным уровнем высших гармоник.