Постоянно меняющаяся экономическая и внешнеполитическая обстановка в условиях рыночных отношений способствует возникновению новых видов противоправной деятельности, в том числе и в экономической сфере. Одним из важнейших направлений обеспечения экономической безопасности является противодействие экономической преступности.
Необходимо отметить, что противоправные действия экономической направленности характеризуются не только общественной опасностью, но и высокотехнологичной замаскированностью. Данные неправомерные действия совершаются, как правило, организованными преступными группами под прикрытием законной экономической деятельности.
В современных условиях правонарушения и злоупотребления совершаются различными способами с применением знаний в сфере бухгалтерского учета, финансового контроля и информационных технологий. При этом многие противоправные действия совершаются с использованием подложных документов. В условиях научно-технического прогресса в документооборот экономических субъектов внедряются вновь появившиеся и наиболее изощренные способы подделок документов.
В научной и учебно-методической литературе среди авторов нет единства мнений относительно понятия «подложный документ». В большинстве случаев при рассмотрении фактов подлога авторами подразумевается факт подделки, которая ассоциируется с подложным документом. Таким образом, авторы исследуют только одну сторону подлога — материальную, иногда не признавая вторую часть подлога (интеллектуальную) без подробного ее рассмотрения и анализа. По нашему мнению, признаком интеллектуального подлога является составление подлинного бухгалтерского документа, содержащего неверные (искаженные) сведения о фактах хозяйственной жизни и финансово-хозяйственной деятельности. Примером такого подлога может служить искажение данных бухгалтерской (финансовой) отчетности.
По мнению А.А. Жижиленко [1, с. 212], «подлог документов становится возможным только с того времени, когда развитие известного общества достигает той степени, при которой является сознание необходимости особых способов такого удостоверения в интересах всего правопорядка, и когда охрана этих удостоверительных средств начинает представляться весьма существенной как обусловливающая собой твердость и крепость всего правопорядка».