В настоящее время органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, министерствами и ведомствами приложены большие усилия для проведения преобразований отечественной фармацевтической отрасли. На первый план выходит осмысление сути происходящих на рынке кадровых процессов и отношений, формирование современных подходов к определению целей, приоритетов, принципов, механизмов реализации кадровых технологий [1–5].
Агентством стратегических инициатив совместно с профильными министерствами, Российской академией наук, ведущими экспертными и бизнес-сообществами разработана программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для технологического лидерства России к 2035 г. — национальная технологическая инициатива (НТИ) [6]. Утверждена дорожная карта «Хелснет» с целью развития рынка персонализированных медицинских услуг и лекарственных средств. Одним из важнейших условий достижения целей «Хелснет» является обеспечение отрасли высококвалифицированными кадрами.
Становится очевидным, что исторически сложившаяся концепция фармацевтического образования [7] требует модернизации, выпускник фармацевтического факультета должен быть подготовлен к активной профессиональной деятельности в сфере обращения лекарственных средств, включая их разработку, исследования, производство, изготовление, хранение, упаковку, перевозку, государственную регистрацию, стандартизацию и контроль качества, продажу, маркировку и рекламу [3, 8–10].
Среди приоритетных направлений развития отечественного фармацевтического образования выделены: развитие системы непрерывного профессионального образования, послевузовского образования, укрепление и модернизация материально-технической базы медицинских образовательных организаций высшего образования [11–13].
Важным становится появление новых компетенций посредством укрепления диалога между образовательными организациями и работодателями [13–15]. Одновременно в системе российского образования происходит резкая переориентация результата оценки образования по уровню знаний (понятия «подготовленность», «квалификация»), перестающих удовлетворять профессиональное сообщество, на оценку по уровню умений (понятия «компетенция» и «компетентность»), который дает возможность применить в определенной ситуации полученные знания и опыт [16, 17].