По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-03-2111-02

Подходы к подготовке провизоров в Российской Федерации

Наталия Сергеевна Голикова канд. мед. наук, доцент кафедры фармации, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения филиала частного учреждения образовательной организации высшего образования «Медицинский университет «Реавиз» в городе Москве, 107564, г. Москва, Краснобогатырская ул., д. 2, стр. 2, 8 (903) 154 66 56, Е-mail: nataliya_golikova@inbox.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1678-2628

Работа посвящена основным тенденциям развития высшего фармацевтического образования в России в начале XXI в., изучению формирования нового представления о профессии провизора под влиянием интенсивного развития отечественной фармацевтической отрасли, взаимосвязи изменений, происходящих в отрасли, и государственных образовательных стандартов по специальности «Фармация».

Литература:

1. Балашов А.И. Формирование механизма устойчивого развития фармацевтической отрасли: теория и методология. — СПб.: Изд. СПбГУЭФ, 2012. — 160 с

2. Наркевич, И.А. Оценка перспектив подготовки кадров для российской фармацевтической отрасли / И.А. Наркевич, Е.О. Трофимова, Е.Н. Кириллова // Фармация. — 2013. — № 2. — С. 48–51.

3. Комиссинская И.Г. Концептуальные основы государственного управления человеческими ресурсами в сфере обращения лекарственных средств / И.Г. Комиссинская // Сборник научных трудов ФГУН НИИ фармации Минздрава России, т. XXXIX, ч. 1: Фармация на современном этапе — проблемы и достижения. — М., 2000. — С. 49–54.

4. Минапов Л.Н. Изучение удовлетворенности провизоров аптек подготовкой в области информационных технологий // Вестник современной клинической медицины. — 2013. — № 6/2. — С. 38–41.

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 2148-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013– 2020 годы».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.2011 № 91 «Об утверждении федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».

7. Решение Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России об утверждении дорожной карты «Хелснет» (HealthNet) Национальной технологической инициативы (28.12.2016) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://government.ru/news/25907/ (дата обращения: 01.03.2017).

8. Сергеева М.С. Подготовка специалистов высшей квалификации в области фармации в России в XIX веке: Автореф. дис. … канд. фарм. наук: Москва, 2012.

9. Андреева, И.Л. Формирование компетенций студентов в системе профессиональной подготовки в фармацевтическом вузе / И.Л. Андреева, А.Н. Пивоваров, Т.Б. Уткина [и др.] // Фармация. — 2010. — № 1. — С. 53–56.

10. Комиссионская, И.Г. Методические подходы к разработке номенклатуры провизорских специальностей и должностей / И.Г. Комиссионская, А.В. Потапова // Новая аптека. — 2002. — № 2. — С. 48–53.

11. Присяжная, Вяткина Н.Ю., Вассерман Б.А. Трудовая занятость выпускников медицинских вузов: основные дискурсы изучения // Социология медицины. — 2018. — № 2.

12. Аканов А.А. Формирование новой модели фармацевтического образования / А.А. Аканов, М.А. Абиров, У.М. Датхаев, Г.О. Устенова // Вестник ПГФА: Материалы научно-практической конференции с международным участием «Современные тенденции и перспективы развития фармацевтического образования и науки в России и за рубежом» (21–23 ноября 2013 г.). — Пермь: Издательство ПНИПУ. — С. 198–201.

13. Пальцев, М.А. Проблемы развития высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического образования / М.А. Пальцев // Ремедиум. — 2008. — № 7. — С. 6–8.

14. Решетников В.А., Коршевер Н.Г., Доровская А.И. Подготовка специалистов в области управления здравоохранением: значимость формирования компетенций // Казанский медицинский журнал. — 2015. — Т. 96, № 6. — С. 1049–1053.

15. Решетников В.А., Ших Е.В., Выжигина М.А., Сизова Ж.М. Концепция непрерывного профессионального развития специалистов в медико-биологической и фармацевтической отрасли // Медицинское образование — 2013: сборник тезисов конференции. — С. 431–433.

16. Пятигорская, Н.В. Непрерывное образование специалистов фармацевтической отрасли / Н.В. Пятигорская, А.П. Мешковский, В.В. Пичугин // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН «Организация здравоохранения» — 2012. — № 1 (83). — С. 139–142.

17. Чупандина, Е.Е. Развитие фармацевтического образования в условиях модернизации / Е.Е. Чупандина // Фармация. — 2010. — № 7. — С. 46–49.

18. Андрианова Г.Н. Компетентностный подход в процессе подготовки провизора // Медицинское образование и вузовская наука. — 2013. — № 2. — С. 73–81.

19. Занина И.А. Особенности формирования профессиональных компетенций при подготовке специалистов с высшим фармацевтическим образованием // Вестник ПГФА: Материалы научно-практической конференции с международным участием «Современные тенденции и перспективы развития фармацевтического образования и науки в России и за рубежом» (21–23 ноября 2013 г.). — Пермь: Издательство ПНИПУ. — С. 232–234.

20. Балашов В.В., Пацула А.В., Леньков Р.В., Гайдукова Е.А. Проблемы мотивации научной деятельности студентов вуза // Социологические исследования. — 2016. — № 4. — С. 127–130.

21. Дроздова, И.Л. Роль самостоятельной работы в реализации образовательного процесса на фармацевтическом факультете КГМУ в свете требований ФГОС 3 поколения / И.Л. Дроздова, Л.А. Гордиенко, И.В. Зубкова // Сборник материалов II Международной научно-практической конференции «Кластерные подходы фармацевтического союза: образование, наука и бизнес» (26 апреля 2012 г.). — Белгород. — С. 44–45.

22. Мороз, Т.Л. Деловые игры в процессе повышения квалификации провизоров-организаторов / Т.Л. Мороз, Г.Н. Ковальская, О.А. Рыжова // Фармация. — 2008. — № 1. — С. 47–49.

23. Дремова, Н.Б. Научные достижения как основа совершенствования педагогических технологий в фармацевтическом образовании / Н.Б. Дремова, И.В. Алексеев, Т.А. Олейникова, А.Ю. Орешко // Материалы конференции «Роль провизора в современной системе здравоохранения» (16–17 мая 2013 г.). — Омск. — С. 61–64.

24. Карпенко М.П., Чмыхова Е.В., Давыдов Д.Г., Шевель П.П. Социально-демографическе характеристики студента вуза с дистанционными технологиями обучения // Социологические исследования. — № 2. — С. 140–148.

25. Пятигорская, Н.В. Система подготовки кадров в фармацевтической промышленности / Н.В. Пятигорская, Ж.И. Аладышева, М.М. Шабалина // Мат. конф. XX Российского национального конгресса «Человек и лекарство» «Основные аспекты развития мегаполисов и фармацевтических кластеров, подготовки и усовершенствования специалистов фармацевтического профиля» — 2013. — С. 130–134.

26. Блинова, М.В. Формирование мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых вузов / М.В. Блинова, Н.П. Федорова // Вестник ПГФА: материалы научно-практической конференции с международным участием «Современные тенденции и перспективы развития фармацевтического образования и науки в России и за рубежом» (21–23 ноября 2013 г.). — Пермь: Издательство ПНИПУ. С. 203–205.

27. Заварзин, В.И. Интеграция образования, науки и производства / В.И. Заварзин, А.И. Гоев // Рос. предпринимательство. — 2001. — Т. 2, № 4. — С. 48–56.

28. Зайцева, В.М. Академическая мобильность студентов-фармацевтов: возможности организационно-методического и психолого-педагогического сопровождения / В.М. Зайцева // Ремедиум. — 2015. — № 1. — С. 47–51.

29. Лабыкин, А. Российские вузы приблизят к реалиям рынка / А. Лабыкин. — 2013 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// expert.ru (дата обращения: 30.09.2015).

30. Эльяшевич Е.Г. Новые функции провизора на современном этапе развития фармации // Вестник Витебского государственного медицинского университета. — 2015. — № 1. — С. 6–11.

31. Тельнова Е.А. Розничный фармацевтический рынок: основные проблемы и пути их решения // Вестник Росздравнадзора. — 2014. — № 6. — С. 59–64.

32. Фадеева Е.В. Социальные проблемы современного фармацевтического рынка России // Социологические исследования. — 2017. — № 4. — С. 129–139.

33. Старостенкова Т.А. Профессиология и образование специалистов фармацевтической отрасли // Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru». — 2014. — № 2.

34. Иванов Н.В. Социальные потребности и перспективы молодых специалистов на отечественном рынке лекарств: Автореф. дис. … канд. соц. наук: Волгоград, 2009.

35. Система интерактивного мониторинга трудоустройства выпускников. О состоянии трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, востребованных специальностях, требуемых компетенциях и ожидаемых прогнозных кадровых потребностях: Петрозаводск, 2012–2015 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://симт.рф/docs/AnalyticReport/AnalyticReport_full.pdf (дата обращения: 18.09.2015).

36. Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. Совмещение учебы и работы студентами российских вузов // Вопросы образования. — 2014. — № 2. — С. 152–179.

37. Волкова Е.Э. Исследование мотивации выбора медицинской профессии / Е.Э. Волкова // Психологический вестник Уральского государственного университета. — 2005. — Вып. 5. — С. 156–160.

38. Дикая Л.Г. Итоги и перспективные направления исследований в психологии труда в XXI веке // Психологический журнал. — 2002. — № 6. — С. 18–37.

39. Маркова А.К. Психология профессионализма. — М.: Знание, 1996. — 96 с.

40. Сорокин П. Влияние профессии на поведение людей и рефлексология профессиональных групп // Питирим Сорокин. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. — М.: Наука, 1994. — С. 334–354.

41. Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 (ред. от 16.07.2015) «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы».

42. Ayub AF, Hamid WH, Nawawi MH. Use of internet for academic purposes among students in Malaysian institution of higher education. Turk Online J Educ Technol 2014; 13: 231.

43. Bennett, S., Bishop, A., Dalgarno, B., Waycott, J., and Kennedy, G. Implementing Web 2.0 technologies in higher education: a collective case study // Computers & Education. 2012; (59:5): 524–534.

44. Blakelock J., Smith T.E. Distance learning: From multiple snapshots, a composite portrait // Computers and Composition. 2006; 23: 139–161.

45. Кононов В.Н., Проблемные вопросы подготовки руководящих фармацевтических кадров в системе последипломной подготовки / В.Н. Кононов, Ю.В. Мирошниченко, Т.А. Кононова // Материалы конференции «Роль провизора в современной системе здравоохранения» (16–17 мая 2013 г.). — Омск. — С. 85–87.

46. Пьяных А.В. Оптимизация подготовки медицинских кадров в системе ВПО по направлению «Сестринское дело»: Автореф. дис. … канд. мед. наук: Москва, 2015.

47. Шутова Т.Ю. Организационно-методические подходы к созданию системы внутрифирменного обучения специалистов фармацевтического профиля: Автореф. дис. … канд. фарм. наук: Пермь, 2011.

48. Артемова О.В. Совершенствование принятия управленческих решений в фармацевтическом кадровом менеджменте: Автореф. дис. … канд. фарм. наук: Курск, 2012.

49. Беда, Н.П. Этапы образовательного процесса при подготовке провизоров-организаторов / Н.П. Беда, Л.Н. Геллер // Сборник материалов II Международной научно-практической конференции «Кластерные подходы фармацевтического союза: образование, наука и бизнес» (26 апреля 2012 г.). — Белгород. — С. 12–13.

50. Манерова О.А. Научное обоснование системы формирования кадрового потенциала в условиях реформы здравоохранения: Дисс. … д-ра мед. наук 14.02.03 — общественное здоровье и здравоохранение. — М., 2005. — 370 с.

51. Holmberg B. (1995) Theory and practice of distance education. London; New York: Routledge.

52. Vlasses P.H. Reflections on a decade оf progress in pharmacy education: reasons for celebration // Am J Pharm Educ. 2010; 74 (9): 174.

53. Ягудина, Р.И. Инновационные методы обучения в программе непрерывного образования специалистов фармацевтической отрасли / Р.И. Ягудина, Е.Г. Зеленова, Н.И. Королева, М.В. Проценко // Вестник ПГФА: Материалы научно-практической конференции с международным участием «Современные тенденции и перспективы развития фармацевтического образования и науки в России и за рубежом» (21–23 ноября 2013 г.). — Пермь: Издательство ПНИПУ. — С. 324–326.

54. Ягудина Р.И., Зеленова Е.Г. Андрагогические принципы бучения и экспертно-аналитическая программа «СОЛО» как модель дистанционного обучения. — 2013. — № 2. — С. 25–30.

55. Ягудина, Р.И. Реализация андрагогических принципов обучения с помощью интерактивной обазовательно-аналитической программы «СОЛО» / Р.И. Ягудина, Е.Г. Зеленова // Сборник материалов Российской научно-методической конференции с международным участием «От качества преподавания к качеству образования: Современные тенденции и новции в подготовке преподавателей высшей школы» (14–16 мая 2012 г.). — Курск: Издательство КГМУ. — С. 166–168.

56. Саттарова, О.Е. Методологические подходы к использованию дистанционных образовательных технологий в профессиональной подготовке провизоров фармацевтического профиля / О.Е. Саттарова: Автореф. дис. … д-ра фарм. наук: Пермь, 2012.

57. Гурьянов, П.С. Методические подходы к разработке учебных средств на основе информационных технологий для обучения специалистов фармацевтического профиля: Автореф. дис. … канд. фарм. наук: Пермь, 2009.

58. Гурьянов П.С. Разработка рабочей программы дисциплины «Фармацевтическая информатика» // Вестник ПГФА: Материалы научно-практической конференции с международным участием «Современные тенденции и перспективы развития фармацевтического образования и науки в России и за рубежом» (21–23 ноября 2013 г.). — Пермь: Издательство ПНИПУ. — С. 218–219.

59. Мироненкова Ж.В. Методологические основы создания фармацевтической информационной сети для формирования единого информационного пространства в сфере лекарственного обращения: Автореф. дис. … д-ра фарм. наук: Пермь, 2006.

60. Данагулян Г.Г. Разработка концепции дистанционного управления информацией о безопасности и рациональном использовании лекарств: Автореф. дис. … канд. фарм. наук: Москва, 2016.

61. Краснюк И.И. Реформа фармобразования — это будущее фармрынка // Ремедиум. — 2008. — № 7. — С. 9–14.

62. Вышемирская Е.В. Применение инновационных технологий в системе подготовки провизоров по дисциплине УЭФ / Е.В. Вышемирская, Н.Я. Заикина, Л.М. Ганичева // Вестник ПГФА: материалы научно-практической конференции с международным участием «Современные тенденции и перспективы развития фармацевтического образования и науки в России и за рубежом» (21–23 ноября 2013 г.). — Пермь: Издательство ПНИПУ. — С. 210–212.

63. Горилык, А.В. ADFARM S. A. — веб-платформа для непрерывного фармацевтического образования / А.В. Горилык, Б.П. Громовик // Материалы конференции «Роль провизора в современной системе здравоохранения» (16–17 мая 2013 г.). — Омск. — С. 34–36.

64. Михайлова, В.Н. О реализации опыта использования справочных правовых систем в преподавании и изучении дисциплины «Управление и экономика фармации» на этапе последипломного образования / В.Н. Михайлова, И.А. Кирщина // Вестник ПГФА: материалы научно-практической конференции с международным участием «Современные тенденции и перспективы развития фармацевтического образования и науки в России и за рубежом» (21–23 ноября 2013 г.). — Пермь: Издательство ПНИПУ. — С. 272–274.

65. Грибкова, Е.И. Изучение интерактивных методов обучения на кафедре управления и экономики фармации / Е.И. Грибкова // Вестник ПГФА: материалы научно-практической конференции с международным участием «Современные тенденции и перспективы развития фармацевтического образования и науки в России и за рубежом» (21–23 ноября 2013 г.). — Пермь: Издательство ПНИПУ. — С. 216–218.

66. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / Лебедева М.Б., Агафонов С.В., Горюнова М.А. / под общ. ред. М.Б. Лебедевой. — СПБ.: БХВ-Петербург, 2010. — 336 с.

67. Пухальская, В.Г. Инновационные образовательные технологии в фармации / В.Г. Пухальская, А.И. Довгий, И.Б. Жукова // Фармация. — 2010. — № 5. — С. 46–48.

68. Саттарова, О.Е. Информационные технологии как средство совершенствования качества подготовки и повышения квалификации провизоров / О.Е. Саттарова // Фармация — 2009. — С. 44–48.

69. Современные образовательные технологии / кол.авторов; под ред. Н.В. Бордовской. — М.: Кнорус, 2010.

70. Уитти Дж. «Промышленные медики» и инновационное развитие фармацевтической отрасли: опыт европейского союза / Дж. Уитти, А.А. Свистунов, Ж.И. Аладышева, Н.В. Пятигорская, Ю.В. Федорова // Ремедиум. — 2014. — № 6. — С. 6–12.

71. Basak S.C., Sathyanarayana. Pharmacy education in India // Am J Pharm Educ. 2010; 74 (4): article 68.

72. Brock T.P., Brown A.N., Rennie T., Rouse M.J. Global pharmacy education: Are we nearly there yet? // International pharmacy journal. 2012; 28, 1: 4–10.

73. Cocolas G.H. Pharmacy in the 21st Century conference: executive summary // Amer Journal of Pharmaceutical Educ. 1989; 53: 1S5S.

74. U.S. Department of Health and Human Services, Health Resources and Services Administration, The Adequacy of Pharmacist Supply: 2004–2030 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ftp:// ftp.hrsa.gov/bhpr/workforce/pharmacy.pdf (дата обращения: 11.10.2016).

75. Журба А. Целевое обучение: плюсы и минусы бесплатного обучения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Fb.ru. (дата обращения: 09.04.2013).

76. Щесняк, Е.Л. ЦКП РУДН — пилотная площадка для реализации стратегии «Фарма-2020» / Е.Л. Щесняк, Р.А. Абрамович, С.А. Рожнова, Ю.А. Обидченко // Ремедиум. — 2013. — № 4. — С. 56–57.

77. Чеснокова, Н.Н. Изучение мнения выпускников фармацевтического факультета о прохождении производственной практики / Н.Н. Чеснокова, С.В. Кононова, С.В. Петрова // Вестник ПГФА: материалы научно-практической конференции с международным участием «Современные тенденции и перспективы развития фармацевтического образования и науки в России и за рубежом» (21–23 ноября 2013 г.). — Пермь: Издательство ПНИПУ. — С. 312–314.

78. Федеральный закон от 29.02.2012 «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».

79. Измайлов А.М. Формирование организационно-экономических направлений повышения конкурентноспособности предприятия фармацевтической промышленности: Автореф. дис. … канд. экон. наук: Самара, 2015.

80. Рылько, Е. В создании базовых кафедр заинтересованы и вузы, и бизнес [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://faito.ru (дата обращения: 30.09.2015).

81. Кузьменко Я.Г. Распределение социальных ролей в современной фармации: Автореф. дис. … канд. соц. наук: Волгоград, 2004.

82. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях».

83. Михайлова Д.О. Социальная фармакоэпидемиология: генезис, проблемы, перспективы: Автореф. дис. … д-ра мед. наук: Волгоград, 2010.

84. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ).

85. Путилов А.В. Управление сложностью: сетевые формы реализации образовательных программ НИЯУ МИФИ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://asu.ru (дата обращения: 24.05.2016).

86. Радионов А.А., Рулевский А.Д. Условия эффективности деятельности базовых кафедр вузов. // Вестник Южно-уральского государственного университета. — 2016. — № 1.

87. Методические рекомендации по разработке и реализации образовательных программ ВО уровня бакалавриата. Тип образовательной программы «Прикладной бакалавриат» от 11.09.2014 № АК-2916/05.

88. Прикладной бакалавриат: образование выше среднего / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// www.hse.ru/news/73442060.html (дата обращения: 25.09.2015).

1. Balashov A.I. Formirovanie mekhanizma ustoichivogo razvitiia farmatsevticheskoi otrasli: teoriia i metodologiia [Formation of a mechanism for sustainable development of the pharmaceutical industry: theory and methodology]. SPb.: Publishing house. SPbGUEF, 2012. 160 p. (In Russ.)

2. Narkevich I.A. Otsenka perspektiv podgotovki kadrov dlia rossiiskoi farmatsevticheskoi otrasli [Assessment of the prospects for training personnel for the Russian pharmaceutical industry] / I.A. Narkevich, E.O. Trofimova, E.N. Kirillova // Farmatsiia [Pharmacy]. — 2013. — No. 2. — P. 48–51. (In Russ.)

3. Komissinskaia I.G. Kontseptualnye osnovy gosudarstvennogo upravleniia chelovecheskimi resursami v sfere obrashcheniia lekarstvennykh sredstv [Conceptual foundations of state management of human resources in the field of drug circulation] / I.G. Komissinskaia // Collection of scientific papers of the FSSI Research Institute of Pharmacy of the Ministry of Health of Russia, volume XXXIX part 1: Pharmacy at the present stage — problems and achievements. — Moscow. — 2000. — P. 49–54. (In Russ.)

4. Minapov L.N. Izuchenie udovletvorennosti provizorov aptek podgotovkoi v oblasti informatsionnykh tekhnologii [Study of the satisfaction of pharmacists in pharmacies with training in the field of information technology]. Vestnik sovremennoi klinicheskoi meditsiny [Bulletin of Modern Clinical Medicine], 2013, 6/2: 38–41. (In Russ.)

5. Rasporiazhenie Pravitelstva Rossiiskoi Federatsii ot 22 noiabria 2012g. № 2148-r «Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Rossiiskoi Federatsii «Razvitie obrazovaniia» na 2013–2020 gody» [Order of the Government of the Russian Federation of November 22, 2012. No. 2148-r «On approval of the state program of the Russian Federation «Development of education» for 2013–2020»]. (In Russ.)

6. Federalnaia tselevaia programma «Razvitie farmatsevticheskoi i meditsinskoi promyshlennosti Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda i dalneishuiu perspektivu», Postanovlenie pravitelstva Rossiiskoi Federatsii ot 17 fevralia 2011 g. № 91 [Federal target program «Development of the pharmaceutical and medical industry of the Russian Federation for the period up to 2020 and beyond», Resolution of the Government of the Russian Federation of February 17, 2011 No. 91]. (In Russ.)

7. Reshenie Prezidiuma Soveta pri Prezidente Rossiiskoi Federatsii po modernizatsii ekonomiki i innovatsionnomu razvitiiu Rossii ob utverzhdenii «Dorozhnoi karty» «Khelsnet» (HealthNet) Natsionalnoi tekhnologicheskoi initsiativy [Decision of the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for the modernization of the economy and innovative development of Russia on the approval of the «Roadmap» «HealthNet» of the National Technology Initiative] (28.12.2016). — http://government.ru/news/25907/ (date of access 01.03.2017). (In Russ.)

8. Sergeeva M.S. Podgotovka spetsialistov vysshei kvalifikatsii v oblasti farmatsii v Rossii v XIX veke [Training of highly qualified specialists in the field of pharmacy in Russia in the 19th century] / Author's abstract of the thesis for the degree of PhD Candidate in Pharmacy. Sciences: Moscow, 2012. (In Russ.)

9. Andreeva I.L. Formirovanie kompetentsii studentov v sisteme professionalnoi podgotovki v farmatsevticheskom VUZe [Formation of students' competencies in the system of professional training in a pharmaceutical university] / I.L. Andreeva, A.N. Pivovarov, T.B. Utkina [et al.] // Farmatsiia [Pharmacy]. — 2010. — No. 1. — P. 53–56. (In Russ.)

10. Komissionskaia I.G. Metodicheskie podkhody k razrabotke nomenklatury provizorskikh spetsialnostei i dolzhnostei [Methodological approaches to the development of the nomenclature of pharmacist specialties and positions] / I.G. Komissionskaia, A.V. Potapova // Novaia apteka [New pharmacy]. — 2002 — № 2. — P. 48–53. (In Russ.)

11. Prisiazhnaia, N.Iu. Viatkina, B.A. Vasserman Trudovaia zaniatost vypusknikov meditsinskikh vuzov: osnovnye diskursy izucheniia [Labor employment of graduates of medical universities: the main discourses of study] // Sotsiologiia meditsiny [Sociology of medicine]. — M.: Publishing house «MEDICINA», 2018. № 2. (In Russ.)

12. Akanov A.A. Formirovanie novoi modeli farmatsevticheskogo obrazovaniia [Formation of a new model of pharmaceutical education] / A.A. Akanov, M.A. Abirov, U.M. Datkhaev, G.O. Ustenova // Vestnik PGFA: Materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem «Sovremennye tendentsii i perspektivy razvitiia farmatsevticheskogo obrazovaniia i nauki v Rossii i za rubezhom» [PHFA Bulletin: Materials of the scientific and practical conference with international participation «Modern trends and prospects for the development of pharmaceutical education and science in Russia and abroad»] — PNRPU Publishing House — Perm. — November 21–23, 2013 — P. 198–201. (In Russ.)

13. Paltsev M.A. Problemy razvitiia vysshego i poslevuzovskogo meditsinskogo i farmatsevticheskogo obrazovaniia [Problems of the development of higher and postgraduate medical and pharmaceutical education] / M.A. Paltsev // Remedium. — 2008. — No. 7. — P. 6–8. (In Russ.)

14. Reshetnikov V.A., Korshever N.G., Dorovskaia A.I. Podgotovka spetsialistov v oblasti upravleniia zdravookhraneniem: znachimost formirovaniia kompetentsii [Training of specialists in the field of health care management: the importance of the formation of competencies] // Kazanskii meditsinskii zhurnal [Kazan Medical Journal]. — 2015. — Vol. 96, No. 6. — P. 1049–1053. (In Russ.)

15. Reshetnikov V.A., Shikh E.V., Vyzhigina M.A., Sizova Zh.M. Kontseptsiia nepreryvnogo professionalnogo razvitiia spetsialistov v mediko-biologicheskoi i farmatsevticheskoi otrasli [The concept of continuous professional development of specialists in the biomedical and pharmaceutical industry]. // Medical Education 2013. Collection of conference abstracts. / 2013. — P. 431–433. (In Russ.)

16. Piatigorskaia N.V. Nepreryvnoe obrazovanie spetsialistov farmatsevticheskoi otrasli [Continuing education of pharmaceutical industry specialists] / N.V. Piatigorskaia, A.P. Meshkovskii, V.V. Pichugin // Biulleten VSNTs SO RAMN «Organizatsiia zdravookhraneniia» [Bulletin of the All-Russian Scientific Center of the Siberian Branch of the Russian Academy of Medical Sciences «Health Organization»]. — 2012 — No. 1 (83). — P. 139–142. (In Russ.)

17. Chupandina E.E. Razvitie farmatsevticheskogo obrazovaniia v usloviiakh modernizatsii [Development of pharmaceutical education in the context of modernization] / E.E. Chupandina // Farmatsiia [Pharmacy]. — 2010. — No. 7. — P. 46–49. (In Russ.)

18. Andrianova G.N. Kompetentnostnyi podkhod v protsesse podgotovki provizora [Competence-based approach in the process of training a pharmacist] // Meditsinskoe obrazovanie i vuzovskaia nauka [Medical education and university science]. — 2013. — No. 2. — P. 73–81. (In Russ.)

19. Zanina I.A. Osobennosti formirovaniia professionalnykh kompetentsii pri podgotovke spetsialistov s vysshim farmatsevticheskim obrazovaniem [Features of the formation of professional competencies in the preparation of specialists with higher pharmaceutical education] // Vestnik PGFA: Materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem «Sovremennye tendentsii i perspektivy razvitiia farmatsevticheskogo obrazovaniia i nauki v Rossii i za rubezhom» [Vestnik PGFA: Materials of the scientific and practical conference with international participation «Modern trends and prospects for the development of pharmaceutical education and science in Russia and abroad»]. — Publishing house PNRPU — Perm. — November 21–23, 2013 — P. 232–234. (In Russ.)

20. Balashov V.V., Patsula A.V., Lenkov R.V., Gaidukova E.A. Problemy motivatsii nauchnoi deiatelnosti studentov VUZa [Problems of motivation of scientific activity of university students] // Sotsiologicheskie issledovaniia [Sociological research]. — 2016. — No. 4. — P. 127–130. (In Russ.)

21. Drozdova I.L. Rol samostoiatelnoi raboty v realizatsii obrazovatelnogo protsessa na farmatsevticheskoi fakultete KGMU v svete trebovanii FGOS 3 pokoleniia [The role of independent work in the implementation of the educational process at the pharmaceutical faculty of KSMU in the light of the requirements of the 3rd generation Federal State Educational Standard] / I.L. Drozdova, L.A. Gordienko, I.V. Zubkova // Collection of materials of the II International Scientific and Practical Conference «Cluster Approaches of the Pharmaceutical Union: education, science and business». — Belgorod. — April 26, 2012 — P. 44–45. (In Russ.)

22. Moroz T.L. Delovye igry v protsesse povysheniia kvalifikatsii provizorov-organizatorov [Business games in the process of improving the qualifications of pharmacists-organizers] / T.L. Moroz, G.N. Kovalskaia, O. Ryzhova // Farmatsiia [Pharmacy]. — 2008. — No. 1. — P.47–49. (In Russ.)

23. Dremova N.B. Nauchnye dostizheniia kak osnova sovershenstvovaniia pedagogicheskikh tekhnologii v farmatsevticheskom obrazovanii [Scientific achievements as the basis for improving pedagogical technologies in pharmaceutical education] / N.B. Dremova, I.V. Alekseev, T.A. Oleinikova, A.Iu. Oreshko // Proceedings of the conference «The role of the pharmacist in the modern health care system» — Omsk — 16–17 May 2013 — P. 61–64. (In Russ.)

24. Karpenko M.P., Chmykhova E.V., Davydov D.G., Shevel P.P. Sotsialno-demograficheske kharakteristiki studenta VUZa s distantsionnymi tekhnologiiami obucheniia [Socio-demographic characteristics of a university student with distance learning technologies] // Sotsiologicheskie issledovaniia [Sociological research]. — No. 2. — P. 140–148. (In Russ.)

25. Piatigorskaia N.V. Sistema podgotovki kadrov v farmatsevticheskoi promyshlennosti [The system of personnel training in the pharmaceutical industry] / N.V. Piatigorskaia, Zh.I. Aladysheva, M.M. Shabalina // Materials of the 20th Russian National Congress «Man and Medicine» «The main aspects of the development of megacities and pharmaceutical clusters, training and improvement of pharmaceutical specialists» — 2013. — P. 130–134. (In Russ.)

26. Blinova M.V. Formirovanie motivatsii k izucheniiu inostrannogo iazyka u studentov neiazykovykh vuzov [Formation of motivation for studying a foreign language among students of non-linguistic universities] / M.V. Blinova, N.P. Fedorova // Vestnik PGFA: Materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem «Sovremennye tendentsii i perspektivy razvitiia farmatsevticheskogo obrazovaniia i nauki v Rossii i za rubezhom» [PHFA Bulletin: Materials of the scientific and practical conference with international participation «Modern trends and prospects for the development of pharmaceutical education and science in Russia and abroad»]. — Publishing house PNRPU — Perm. — November 21–23, 2013. — P. 203–205. (In Russ.)

27. Zavarzin, V.I. Integratsiia obrazovaniia, nauki i proizvodstva [Integration of education, science and production] / V.I. Zavarzin, A.I. Goev // Ros. predprinimatelstvo [Russian Entrepreneurship]. — 2001. — Volume 2. — No. 4. — P. 48–56. (In Russ.)

28. Zaitseva V.M. Akademicheskaia mobilnost studentov-farmatsevtov: vozmozhnosti organizatsionno-metodicheskogo i psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniia [Academic mobility of students-pharmacists: the possibilities of organizational-methodical and psychological-pedagogical support] / V.M. Zaitseva // Remedium. — 2015. — No. 1. — P. 47–51. (In Russ.)

29. Labykin A. Rossiiskie vuzy pribliziat k realiiam rynka [Russian universities will bring closer to the realities of the market] / A. Labykin. — 2013. — http: // expert.ru (date of access: 30.09.2015). (In Russ.)

30. Eliashevich E.G. Novye funktsii provizora na sovremennom etape razvitiia farmatsii [New functions of the pharmacist at the present stage of the development of pharmacy]. Vestnik Vitebskogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta [Vitebsk State Medical University Bulletin], 2015, 1: 6–11. (In Russ.)

31. Telnova E.A. Roznichnyi farmatsevticheskii rynok: osnovnye problemy i puti ikh resheniia [The retail pharmaceutical market: main problems and solutions]. Vestnik Roszdravnadzora [Roszdravnadzor Bulletin], 2014, 6: 59–64. (In Russ.)

32. Fadeeva E.V. Sotsialnye problemy sovremennogo farmatsevticheskogo rynka Rossii [Social problems of the modern pharmaceutical market in Russia] // Sotsiologicheskie issledovaniia [Sociological research]. — 2017. — No. 4. — P. 129–139. (In Russ.)

33. Starostenkova T.A. Professiologiia i obrazovanie spetsialistov farmatsevticheskoi otrasli [Professiology and education of pharmaceutical industry specialists]. Elektronnyi zhurnal «Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie psyedu.ru» [Electronic journal «Psychological Science and Education psyedu.ru»], 2014, 2. (In Russ.)

34. Ivanov N.V. Sotsialnye potrebnosti i perspektivy molodykh spetsialistov na otechestvennom rynke lekarstv [Social needs and prospects of young professionals in the domestic drug market] / Author's abstract of the thesis for the degree of PhD Candidate in Sociology: Volgograd, 2009. (In Russ.)

35. Sistema interaktivnogo monitoringa trudoustroistva vypusknikov. O sostoianii trudoustroistva vypusknikov uchrezhdenii professionalnogo obrazovaniia, vostrebovannykh spetsialnostiakh, trebuemykh kompetentsiiakh i ozhidaemykh prognoznykh kadrovykh potrebnostiakh [The system of interactive monitoring of the employment of graduates. On the state of employment of graduates of vocational education institutions, demanded specialties, required competencies and expected forecast personnel needs]: [Electronic resource]. Petrozavodsk, 2012–2015. URL: http: //simt.rf/docs/AnalyticReport/ AnalyticReport_full.pdf. (Date of access: 18.09.2015). (In Russ.)

36. Roshchin S.Iu., Rudakov V.N. Sovmeshchenie ucheby i raboty studentami rossiiskikh vuzov [Combining study and work by students of Russian higher educational institutions] // Voprosy obrazovaniia [Education Issues]. — 2014. — No. 2. — P. 152–179. (In Russ.)

37. Volkova E.E. Issledovanie motivatsii vybora meditsinskoi professii [Study of the motivation for choosing a medical profession] / E.E. Volkova // Psikhologicheskii vestnik Uralskogo gosudarstvennogo universiteta [Psychological Bulletin of the Ural State University]. Issue 5. — Yekaterinburg: Ural Publishing House. University, 2005. — P. 156–160. (In Russ.)

38. Dikaia L.G. Itogi i perspektivnye napravleniia issledovanii v psikhologii truda v XXI veke [Results and promising directions of research in the psychology of labor in the XXI century] // Psikhologicheskii zhurnal [Psychological journal]. — 2002. — Dec. (No. 6). — P. 18–37. (In Russ.)

39. Markova A.K. Psikhologiia professionalizma [Psychology of professionalism]. — M.: Knowledge, 1996. — 96p. (In Russ.)

40. Sorokin P. Vliianie professii na povedenie liudei i refleksologiia professionalnykh grupp [The influence of the profession on the behavior of people and the reflexology of professional groups] // Pitirim Sorokin. Publicly available textbook of sociology. Articles of different years. Moscow: Nauka, 1994. pp. 334–354. (In Russ.)

41. Postanovlenie Pravitelstva RF ot 07.02.2011 N 61 (red. ot 16.07.2015) «O Federalnoi tselevoi programme razvitiia obrazovaniia na 2011–2015 gody» [Resolution of the Government of the Russian Federation of 07.02.2011 N 61 (as amended on 16.07.2015) «On the Federal Target Program for the Development of Education in 2011–2015»]. (In Russ.)

42. Ayub AF, Hamid WH, Nawawi MH. Use of internet for academic purposes among students in Malaysian institution of higher education. Turk Online J Educ Technol 2014;13:231.

43. Bennett, S., Bishop, A., Dalgarno, B., Waycott, J., and Kennedy, G. «Implementing Web 2.0 technologies in higher education: a collective case study,» Computers & Education. 2012; (59:5), pp.524–534.

44. Blakelock J., Smith T.E. (2006) Distance learning: From multiple snapshots, a composite portrait. Computers and Composition. 23: 139–161.

45. Kononov V.N. Problemnye voprosy podgotovki rukovodiashchikh farmatsevticheskikh kadrov v sisteme poslediplomnoi podgotovki [Problematic issues of the training of leading pharmaceutical personnel in the system of postgraduate training] / V.N. Kononov, Y. Miroshnichenko, T.A. Kononova // Proceedings of the conference «The role of the pharmacist in the modern health care system» — Omsk — May 16–17, 2013 — P. 85–87. (In Russ.)

46. Pianykh A.V. Optimizatsiia podgotovki meditsinskikh kadrov v sisteme VPO po napravleniiu «Sestrinsoe delo» [Optimization of the training of medical personnel in the HPE system in the direction of «Nursing»] / Author's abstract of the thesis for the degree of PhD Candidate in Medicine: Moscow, 2015. (In Russ.)

47. Shutova T.Iu. Organizatsionno-metodicheskie podkhody k sozdaniiu sistemy vnutrifirmennogo obucheniia spetsialistov farmatsevticheskogo profilia [Organizational and methodological approaches to creating a system of in-house training for pharmaceutical specialists] / Author's abstract of the thesis for the degree of PhD Candidate in Pharmacy: Perm, 2011. (In Russ.)

48. Artemova O.V. Sovershenstvovanie priniatiia upravlencheskikh reshenii v farmatsevticheskom kadrovom menedzhmente [Improvement of managerial decision-making in pharmaceutical personnel management] / O.V. Artemova — Author's abstract of the thesis for the degree of PhD Candidate in Pharmacy: Kursk, 2012. (In Russ.)

49. Beda N.P. Etapy obrazovatelnogo protsessa pri podgotovke provizorov-organizatorov [Stages of the educational process in the preparation of pharmacists-organizers] / N.P. Beda, L.N. Geller // Collection of materials of the II International Scientific and Practical Conference «Cluster Approaches of the Pharmaceutical Union: Education, Science and Business» — Belgorod. — April 26, 2012. — P. 12–13. (In Russ.)

50. Manerova O.A. Nauchnoe obosnovanie sistemy formirovaniia kadrovogo potentsiala v usloviiakh reformy zdravookhraneniia [Scientific substantiation of the system for the formation of human resources in the context of health care reform]. Author's abstract of the thesis for the degree of PhD in Medicine 14.02.03 — Public Health and Health Care. — М., 2005. — 370 p. (In Russ.)

51. Holmberg B. (1995) Theory and practice of distance education. London; New York: Routledge.

52. Vlasses P.H. Reflections on a decade оf progress in pharmacy education: reasons for celebration — Am J Pharm Educ 2010, N. 74 (9). — article 174.

53. Iagudina R.I. Innovatsionnye metody obucheniia v programme nepreryvnogo obrazovaniia spetsialistov farmatsevticheskoi [Innovative teaching methods in the program of continuing education for pharmaceutical industry specialists] / R.I. Iagudina, E.G. Zelenova, N.I. Koroleva, M.V. Protsenko // Vestnik PGFA: Materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem «Sovremennye tendentsii i perspektivy razvitiia farmatsevticheskogo obrazovaniia i nauki v Rossii i za rubezhom» [PHFA Bulletin: Materials of the scientific and practical conference with international participation «Modern trends and the prospects for the development of pharmaceutical education and science in Russia and abroad»]. — Publishing house PNRPU — Perm. — November 21–23, 2013 — P. 324–326. (In Russ.)

54. Iagudina R.I., Zelenova E.G. Andragogicheskie printsipy bucheniia i ekspertno-analiticheskaia programma «SOLO» kak model distantsionnoo obucheniia [Andragogical principles of learning and the expert-analytical program «SOLO» as a model of distance learning]. — 2013. No. 2. — P. 25–30. (In Russ.)

55. Iagudina R.I. Realizatsiia andragogicheskikh printsipov obucheniia s pomoshch'iu interaktivnoi obazovatelno-analiticheskoi programmy «SOLO» [Implementation of andragogical principles of teaching with the help of the interactive educational and analytical program «SOLO»] / R.I. Iagudina, E.G. Zelenova // Collection of materials the scientific-practical conference with international participation «On training of teachers of higher education» — Publishing house of KSMU — Kursk. — May 14–16, 2012 — P. 166–168. (In Russ.)

56. Sattarova O.E. Metodologicheskie podkhody k ispolzovaniiu distantsionnykh obrazovatelnykh tekhnologii v professionalnoi podgotovke provizorov farmatsevticheskogo profilia [Methodological approaches to the use of distance educational technologies in the professional training of pharmacists of a pharmaceutical profile] / O.E. Sattarova — Author's abstract of the thesis for the degree of PhD in Pharmacy: Perm, 2012. (In Russ.)

57. Gurianov P.S. Metodicheskie podkhody k razrabotke uchebnykh sredstv na osnove informatsionnykh tekhnologii dlia obucheniia spetsialistov farmatsevticheskogo profilia [Methodical approaches to the development of educational tools based on information technology for training pharmaceutical specialists] / P.S. Gurianov — Author's abstract of the thesis for the degree of PhD Candidate in Pharmacy: Perm, 2009. (In Russ.)

58. Gurianov P.S. [Development of a work program for the discipline «Pharmaceutical informatics»] // Vestnik PGFA: Materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem «Sovremennye tendentsii i perspektivy razvitiia farmatsevticheskogo obrazovaniia i nauki v Rossii i za rubezhom» [PHFA Bulletin: Materials of the scientific and practical conference with international participation «Modern trends and the prospects for the development of pharmaceutical education and science in Russia and abroad»] — PNRPU Publishing House — Perm. — November 21–23, 2013 — P. 218–219. (In Russ.)

59. Mironenkova Zh.V. Metodologicheskie osnovy sozdaniia farmatsevticheskoi informatsionnoi seti dlia formirovaniia edinogo informatsionnogo prostranstva v sfere lekarstvennogo obrashcheniia [Methodological foundations for creating a pharmaceutical information network for the formation of a unified information space in the field of drug circulation] / Zh.V. Mironenkova Author's abstract of the thesis for the degree of PhD in Pharmacy: Perm, 2006. (In Russ.)

60. Danagulian G.G. Razrabotka kontseptsii distantsionnogo upravleniia informatsiei o bezopasnosti i ratsionalnom ispolzovanii lekarstv [Development of the concept of remote management of information on the safety and rational use of drugs] / Author's abstract of the thesis for the degree of PhD Candidate in Pharmacy: Moscow, 2016. (In Russ.)

61. Krasniuk I.I. Reforma farmobrazovaniia — eto budushchee farmrynka [Pharmaceutical education reform is the future of the pharmaceutical market] / I.I. Krasniuk // Remedium. — 2008. — No. 7. — P. 9–14. (In Russ.)

62. Vyshemirskaia E.V. Primenenie innovatsionnykh tekhnologii v sisteme podgotovki provizorov po distsipline UEF [Application of innovative technologies in the system of training pharmacists in the UEF discipline] / E.V. Vyshemirskaia, N.Ia. Zaikina, L.M. Ganicheva // Vestnik PGFA: Materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem «Sovremennye tendentsii i perspektivy razvitiia farmatsevticheskogo obrazovaniia i nauki v Rossii i za rubezhom» [PHFA Bulletin: Materials of the scientific and practical conference with international participation «Modern trends and the prospects for the development of pharmaceutical education and science in Russia and abroad»]. Publishing house PNRPU — Perm. — November 21–23, 2013 — P. 210–212. (In Russ.)

63. Gorilyk A.V. ADFARM S. A. — veb-platforma dlia nepreryvnogo farmatsevticheskogo obrazovaniia [ADFARM S. A. — web platform for continuing pharmaceutical education] / A.V. Gorilyk, B.P. Gromovik // Proceedings of the conference «The role of a pharmacist in the modern health care system» — Omsk — May 16–17, 2013 — P. 34–36. (In Russ.)

64. Mikhailova V.N. O realizatsii opyta ispolzovaniia spravochnykh pravovykh sistem v prepodavanii i izuchenii distsipliny «Upravlenie i ekonomika farmatsii» na etape poslediplomnogo obrazovaniia [On the implementation of the experience of using reference legal systems in teaching and studying the discipline «Management and Economics of Pharmacy» at the stage of postgraduate education] / V.N. Mikhailova, I.A. Kirshchina // Vestnik PGFA: Materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem «Sovremennye tendentsii i perspektivy razvitiia farmatsevticheskogo obrazovaniia i nauki v Rossii i za rubezhom» [PHFA Bulletin: Materials of the scientific and practical conference with international participation «Modern trends and the prospects for the development of pharmaceutical education and science in Russia and abroad»]. — Publishing house PNRPU — Perm. — November 21–23, 2013 — P. 272–274. (In Russ.)

65. Gribkova E. I. Izuchenie interaktivnykh metodov obucheniia na kafedre upravleniia i ekonomiki farmatsii [Study of interactive teaching methods at the Department of Management and Economics of Pharmacy] / E. I. Gribkova // Vestnik PGFA: Materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem «Sovremennye tendentsii i perspektivy razvitiia farmatsevticheskogo obrazovaniia i nauki v Rossii i za rubezhom» [PHFA Bulletin: Materials of the scientific and practical conference with international participation «Modern trends and the prospects for the development of pharmaceutical education and science in Russia and abroad»] — PNRPU Publishing House — Perm — November 21–23, 2013 — P. 216–218. (In Russ.)

66. Distantsionnye obrazovatelnye tekhnologii: proektirovanie i realizatsiia uchebnykh kursov [Distance educational technologies: design and implementation of training courses] / Lebedeva M.B., Agafonov S.V., Goriunova M.A./ Ed.M. B. Lebedeva. — SPB.: BHV-Petersburg, 2010. — 336 p. (In Russ.)

67. Pukhalskaia V.G. Innovatsionnye obrazovatelnye tekhnologii v farmatsii [Innovative educational technologies in pharmacy] / V.G. Pukhalskaia, A.I. Dovgii, I.B. Zhukova // Farmatsiia [Pharmacy]. — 2010. — No. 5. — P. 46–48. (In Russ.)

68. Sattarova O.E. Informatsionnye tekhnologii kak sredstvo sovershenstvovaniia kachestva podgotovki i povysheniia kvalifikatsii provizorov [Information technologies as a means of improving the quality of training and advanced training of pharmacists] / O.E. Sattarova // Farmatsiia [Pharmacy]. — 2009. — P. 44–48. (In Russ.)

69. Sovremennye obrazovatelnye tekhnologii [Modern educational technologies] / team of authors; ed. N.V. Bordovskaia. — M.: Knorus, 2010. (In Russ.)

70. Whitty J. «Promyshlennye mediki» i innovatsionnoe razvitie farmatsevticheskoi otrasli: opyt evropeiskogo soiuza [«Industrial physicians» and innovative development of the pharmaceutical industry: the experience of the European Union] / J. Whitty, A. Svistunov, Zh.I. Aladysheva, N.V. Piatigorskaia, Iu.V. Fedorova // Remedium. — 2014. — No. 6. — P. 6–12. (In Russ.)

71. Basak S.C., Sathyanarayana. Pharmacy education in India — Am J Pharm Educ 2010, N. 74 (4) — article 68.

72. Brock T.P., Brown A.N., Rennie T., Rouse M.J. Global pharmacy education: Are we nearly there yet? // International pharmacy journal. 2012. Vol. 28. No1. P. 4–10.

73. Cocolas G.H. Pharmacy in the 21st Century conference: executive summary. Amer Journal of Pharmaceutical Educ. 1989; 53: 1S 5S.

74. U.S. Department of Health and Human Services, Health Resources and Services Administration, The Adequacy of Pharmacist Supply: 2004–2030. [Electronic resource] URL: ftp:// ftp.hrsa.gov/bhpr/workforce/pharmacy.pdf (date of access: 11.10.2016)

75. Zhurba A. Tselevoe obuchenie: pliusy i minusy besplatnogo obucheniia [Targeted training: the pros and cons of free training] // Fb.ru. (09.04.2013). (In Russ.)

76. Shchesniak E.L. TsKP RUDN — pilotnaia ploshchadka dlia realizatsii strategii «Farma-2020» [RUDN Center for Collective Use — a pilot platform for the implementation of the Pharma-2020 strategy] / E.L. Shchesniak, R.A. Abramovich, S.A. Rozhnova, Iu.A. Obidchenko // Remedium. — 2013. — No. 4. — P. 56–57. (In Russ.)

77. Chesnokova N.N. Izuchenie mneniia vypusknikov farmatsevticheskogo fakulteta o prokhozhdenii proizvodstvennoi praktiki [Study of the opinion of graduates of the Faculty of Pharmacy on the passage of industrial practice] / N.N. Chesnokova, S.V. Kononova, S.V. Petrova // Vestnik PGFA: Materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem «Sovremennye tendentsii i perspektivy razvitiia farmatsevticheskogo obrazovaniia i nauki v Rossii i za rubezhom» [PHFA Bulletin: Materials of the scientific and practical conference with international participation «Modern trends and the prospects for the development of pharmaceutical education and science in Russia and abroad»]. — PNRPU Publishing House — Perm. — November 21–23, 2013. — P. 312–314. (In Russ.)

78. Federalnyi zakon ot 29.02.2012 «O vnesenii izmenenii v Zakon Rossiiskoi Federatsii «Ob obrazovanii» v chasti primeneniia elektronnogo obucheniia i distantsionnykh obrazovatelnykh tekhnologii» [Federal Law of 29.02.2012 «On Amendments to the Law of the Russian Federation «On Education» in terms of the use of e-learning and distance learning technologies»]. (In Russ.)

79. Izmailov A.M. Formirovanie organizatsionno-eonomicheskikh napravlenii povysheniia konkurentnosposobnosti predpriiatiia farmatsevticheskoi promyshlennosti [Formation of organizational and economic directions for increasing the competitiveness of a pharmaceutical industry enterprise] / Author's abstract of the thesis for the degree of PhD Candidate in Economics: Samara, 2015. (In Russ.)

80. Rylko, E. V sozdanii bazovykh kafedr zainteresovany i vuzy, i biznes [Both universities and business are interested in the creation of basic departments] / E. Rylko. — http://faito.ru (date of access: 30.09.2015). (In Russ.)

81. Kuzmenko Ia.G. Raspredelenie sotsialnykh rolei v sovremennoi farmatsii [Distribution of social roles in modern pharmacy] / Ia.G. Kuzmenko Author's abstract of the thesis for the degree of PhD Candidate in Sociology: Volgograd, 2004. (In Russ.)

82. Pismo Ministerstva obrazovaniia i nauki Rossiiskoi Federatsii ot 28.08.2015 g. № AK-2563/05 «O metodicheskikh rekomendatsiiakh» [Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 28.08.2015 No. AK-2563/05 «On methodological recommendations»]. (In Russ.)

83. Mikhailova D.O. Sotsialnaia farmakoepidemiologiia: genezis, problemy, perspektivy [Social pharmacoepidemiology: genesis, problems, prospects] / D.O. Mikhailova// Author's abstract of the thesis for the degree of PhD in Medicine: Volgograd, 2010. (In Russ.)

84. Pismo Minobrnauki Rossii ot 28.08.2015 N AK-2563/05 «O metodicheskikh rekomendatsiiakh» (vmeste s «Metodicheskimi rekomendatsiiami po organizatsii obrazovatelnoi deiatelnosti s ispolzovaniem setevykh form realizatsii obrazovatelnykh programm») [Letter of the Ministry of Education and Science of Russia dated 28.08.2015 N AK-2563/05 «On Methodological Recommendations» (together with «Methodological recommendations for the organization of educational activities using network forms of implementation of educational programs»)]. (In Russ.)

85. Putilov A.V. Upravlenie slozhnostiu: setevye formy realizatsii obrazovatelnykh programm NIIaU MIFI [Complexity management: network forms of implementation of educational programs at NRNU MEPhI]. — http: // asu.ru (date of access 05.24.2016). (In Russ.)

86. Radionov A.A., Rulevskii A.D. Usloviia effektivnosti deiatelnosti bazovykh kafedr vuzov [Conditions for the effectiveness of the activities of the basic departments of universities]. // Vestnik Iuzhno-uralskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the South Ural State University]. — 2016. — No. 1. (In Russ.)

87. Metodicheskie rekomendatsii po razrabotke i realizatsii obrazovatelnykh programm VO urovnia bakalavriata. Tip obrazovatelnoi programmy «Prikladnoi bakalavriat» ot 11.09.14 № AK-2916/05 [Methodical recommendations for the development and implementation of educational programs of HE at the bachelor's level. Type of educational program «Applied Baccalaureate» dated 09/11/14 No. AK-2916/05]. (In Russ.)

88. Prikladnoi bakalavriat: obrazovanie vyshe srednego [Applied Bachelor's Degree: Higher Secondary Education] / National Research University Higher School of Economics. — 2013. — https:// www.hse.ru/news/73442060.html (date of access 25.09.2015). (In Russ.)

В настоящее время органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, министерствами и ведомствами приложены большие усилия для проведения преобразований отечественной фармацевтической отрасли. На первый план выходит осмысление сути происходящих на рынке кадровых процессов и отношений, формирование современных подходов к определению целей, приоритетов, принципов, механизмов реализации кадровых технологий [1–5].

Агентством стратегических инициатив совместно с профильными министерствами, Российской академией наук, ведущими экспертными и бизнес-сообществами разработана программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для технологического лидерства России к 2035 г. — национальная технологическая инициатива (НТИ) [6]. Утверждена дорожная карта «Хелснет» с целью развития рынка персонализированных медицинских услуг и лекарственных средств. Одним из важнейших условий достижения целей «Хелснет» является обеспечение отрасли высококвалифицированными кадрами.

Становится очевидным, что исторически сложившаяся концепция фармацевтического образования [7] требует модернизации, выпускник фармацевтического факультета должен быть подготовлен к активной профессиональной деятельности в сфере обращения лекарственных средств, включая их разработку, исследования, производство, изготовление, хранение, упаковку, перевозку, государственную регистрацию, стандартизацию и контроль качества, продажу, маркировку и рекламу [3, 8–10].

Среди приоритетных направлений развития отечественного фармацевтического образования выделены: развитие системы непрерывного профессионального образования, послевузовского образования, укрепление и модернизация материально-технической базы медицинских образовательных организаций высшего образования [11–13].

Важным становится появление новых компетенций посредством укрепления диалога между образовательными организациями и работодателями [13–15]. Одновременно в системе российского образования происходит резкая переориентация результата оценки образования по уровню знаний (понятия «подготовленность», «квалификация»), перестающих удовлетворять профессиональное сообщество, на оценку по уровню умений (понятия «компетенция» и «компетентность»), который дает возможность применить в определенной ситуации полученные знания и опыт [16, 17].

Для Цитирования:
Наталия Сергеевна Голикова, Подходы к подготовке провизоров в Российской Федерации. ГЛАВВРАЧ. 2024;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: