По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Подходы к оценке эпизоотической опасности сибиреязвенных захоронений

Ю. Селянинова д-р биол. наук, проф., ГНУ «ВНИИ ветеринарной вирусологии и микробиологии Россельхозакадемии», e-mail: vniivvim@niivpetush.elcom.ru
И. Егорова д-р вет. наук, доцент, ГНУ «ВНИИ ветеринарной вирусологии и микробиологии Россельхозакадемии», e-mail: vniivvim@niivpetush.elcom.ru

(доклад на XXVI Международной научно-практической конференции «Предупреждение. Спасение. Помощь»)

Литература:

1. Арутюнов Ю.И. Эпидемиологические и эпизоотологические циклические обострения сибирской язвы / Ю.И. Арутюнов, Ю. Г. Киреев // Эпидемиол. и инф. болезни. – 2013. – №1 – С. 56–60.

2. Постановление Правительства РФ от 10.12.2014 №81 «Об усилении мероприятий, направленных на профилактику сибирской язвы».

Многолетний эпидемиологический мониторинг за нозоареалом сибирской язвы показывает, что он не претерпел существенных изменений. Болезнь регистрируется на всех континентах и во многих странах, включая как экономически развитые, так и слаборазвитые. По данным ВОЗ, заболеваемость людей и животных ежегодно регистрируется на уровне 200–20 000 случаев [1].

Российская Федерация также не является исключением, что обусловлено биологическими и экологическими особенностями сибиреязвенного микроба – способностью к прохождению полного цикла размножения как в биотической, так и в абиотической среде. К сожалению, до настоящего времени достоверных сведений о распространенности Bacillus anthracis на территории России не имеется. В статьях и докладах разных авторов фигурируют такие цифры, как 35 тыс. учтенных стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов (СНП), 35,5 тыс. мест захоронений павших от сибирской язвы животных, 7940 сибиреязвенных скотомогильников, 10 398 вероятных мест захоронений. В «Кадастре стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов Российской Федерации» за период с 1900 по 2005 г. учтено более 70 300 групповых и единичных случаев заболевания людей и животных сибирской язвой.

К началу XXI столетия благодаря введению поголовной вакцинации животных против сибирской язвы и запрету на захоронение сибиреязвенных трупов ситуация кардинально изменилась и рассматривается как стационарное неблагополучие, в первую очередь за счет наличия почвенных очагов инфекции. За последние пять лет наблюдалось 50 случаев заболевания людей сибирской язвой против 53 333 случаев за последние 5 лет XVIII столетия и ежегодно регистрировалось от 2 до 11 очагов заболевания у животных против 166 500 голов только в 1898 году.

Таким образом, СНП, имеющиеся на территории нашей страны и, в частности, почвенные очаги обусловливают постоянно сохраняющийся риск инфицирования сельскохозяйственных животных и людей.

Проведенный анализ состояния сибиреязвенных скотомогильников специалистами Россельхознадзора в субъектах Российской Федерации показал, что только 52% из них имеют ветеринарно-санитарные карточки, 37,03% скотомогильников соответствуют ветеринарно-санитарным требованиям, и в большинстве случаев регистрация заболеваний животных или человека связаны с населенным пунктом, а не с конкретными географическими координатами почвенного очага, что не позволяет принимать адекватные меры по его санации или обустройству.

Для Цитирования:
Ю. Селянинова, И. Егорова, Подходы к оценке эпизоотической опасности сибиреязвенных захоронений. Ветеринария сельскохозяйственных животных. 2016;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: