Управление средствами фондов капитального ремонта многоквартирных домов (далее — МКД) является важным условием обеспечения устойчивости жилищного фонда, однако отсутствие единого подхода к определению структуры этих средств существенно осложняет решение задач анализа и оценки эффективности их использования.
В настоящее время в научной литературе отсутствует полное и четкое определение состава средств фондов капитального ремонта, а перечень средств, приведенных в нормативных документах, является неполным, что порождает ряд методических и практических проблем, включая фрагментарность анализа и невозможность комплексной оценки.
В связи с этим необходимо формирование определения средств фондов капитального ремонта МКД, включающее все значимые элементы, необходимые для проведения комплексного анализа и оценки их использования.
В соответствии с выбранной темой в работе поставлены следующие задачи:
• провести анализ и систематизацию нормативно-правовых и научных подходов к определению структуры средств фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
• выявить недостатки существующих подходов к определению состава средств фондов капитального ремонта, влияющие на эффективность анализа и оценки использования таких средств;
• разработать расширенное определение структуры средств фондов капитального ремонта, учитывающее дебиторскую задолженность и материальные активы региональных операторов.
Методы исследования: нормативно-правовой анализ, сравнительный анализ, теоретическое обобщение, систематизация, классификация.
Нормативным правовым актом, регламентирующим структуру фондов капитального ремонта МКД, является Жилищный кодекс Российской Федерации (далее — ЖК РФ). Несмотря на это, ЖК РФ не дает прямого определения фондов капитального ремонта. Из положений нормативного документа можно вывести два вида фондов капитального ремонта МКД:
1) фонд, образованный на счете регионального оператора (так называемый «котловой счет»);