По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 330

Подходы к методологии оценки вклада университета в инновационное развитие региона

А.А. Фирсова д-р экон. наук, заведующая кафедрой банковского дела, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
Е.В. Огурцова канд. экон. наук, заведующая кафедрой экономической теории и национальной экономики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

Для определения и оценки роли университетов в региональном развитии применяются различные модели, позволяющие проводить многосторонний анализ вклада университетов в инновационное развитие региона. В статье предлагается оценить вклад университета в инновационное развитие региона на функциональном подходе по следующим параметрам: наличие экономики знаний в функциональной структуре экономики региона; ее доля, характер взаимодействий функционально-организованных подразделений региональной экономики, наличие/отсутствие инновационной ренты; уровень инновационной конкурентоспособности региональной экономики. Составленная оценка позволит определить наличие и характер вклада (положительный/отрицательный эффект) университета в инновационное развитие региона.

Литература:

1. Перфильева О.В. Университеты и региональное развитие: теоретический анализ и методология исследования // Изв. Сарат. ун-та. — Нов. сер. — Сер. Экономика. Управление. Право. — 2014. — Т. 14.

2. Clark B. The higher education system: Academic organization in cross-national perspective. Los Angeles: University of California Press, 1983.

3. Etzkowitz H., Leydesdorff L. The triple helix — university — industry — government relations: a laboratory for knowledge-based economic development // EASST Review. 1995. №14 (1).

4. Arbo P., Benneworth P. Understanding the regional contribution of higher education institutions: a literature review // OECD Education Working Paper, 2007. — №9.

5. Goddard J. B., Chatterton Р. The response of universities to regional needs // European Journal of Education. — 2000. — Vol. 35. — №4.

6. Челнокова О.Ю., Фирсова А А. Типология подходов к анализу влияния университета на инновационное развитие региона // Изв. Сарат. ун-та. — Нов. сер. — Сер. Экономика. Управление. Право. — 2013. Т. 13. — Вып. 4.

7. Фирсова А.А., Нархова А.А. Зарубежные подходы к оценке влияния университета на региональное развитие // Изв. Сарат. ун-та. — Нов. сер. — Сер. Экономика. Управление. Право. — 2014. — Т. 14. — Вып. 2.

8. Методика расчета показателей мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования 2015 года. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

9. Челнокова О.Ю., Огурцова Е.В. Экономическая интеграция и экономический рост: взаимосвязь и взаимообусловленность процессов // Изв. Сарат. ун-та. — Нов. сер. — Сер. Экономика. Управление. Право. — 2012. — Т. 12. — Вып. 3.

В экономике знаний наука оказывает постоянно усиливающееся воздействие на ее экономическое развитие, особенно это справедливо в отношении наукоемких отраслей. Взаимодействие университетов и регионов в настоящее время рассматривается как один из главных факторов, влияющий на уровень экономического развития региона.

В условиях формирования и развития постиндустриальной экономики университеты становятся инноваторами с точки зрения инновационной активности и играют роль генераторов идей для бизнеса. Влияние университетов на инновационное развитие региона связано с когнитивной функцией знаний, что позволяет рассматривать трансфер университетских технологий как фактор, определяющий динамику региональной экономики. Активизация интегрирования университета в региональное экономическое пространство побуждает к переосмыслению роли университетов в региональном развитии, их функций, назначения в современном мире.

Механизм работы большинства современных университетов подразумевает агрегирование национальных и региональных ресурсов, в то время как результаты операционной деятельности университета чаще всего остаются локальными. Принимая во внимание эти условия, необходимо проанализировать вклад университетов в региональное развитие посредством осуществления финансовых затрат, материальных и нематериальных вложений в создание условий экономического роста и социального развития региона.

Усиление роли университетов в региональном развитии актуализирует исследования, нацеленные на определение направлений влияния университета на регион и эффективности данного воздействия для регионального развития. Исследования в этом направлении только начинают развиваться и представляют значительный научный и практический интерес.

Общепризнано, что университеты сегодня становятся ведущим звеном национальной инновационной системы. К их образовательной и научноисследовательской функциям, традиционно являющимся основными, в последние десятилетия добавилась новая функция — «service to the community» — служение сообществу. В связи с изменением роли университета модифицируются и модели взаимодействия его и региона. Современные зарубежные работы Б. Кларка (1983), Г. Сабато (1975), Б.-А. Лундвала (1988), Р. Нельсона (1993), Д. Чарльза (1995), Д. Годдарда и П. Чаттертона (2000), Г. Ицковица (2000), Ейдесдорфа (2000), Альтбаха, Салми (2012) определяют, что региональный университет нужно рассматривать как один из основных элементов стратегии развития региональной экономики.

Для Цитирования:
А.А. Фирсова, Е.В. Огурцова, Подходы к методологии оценки вклада университета в инновационное развитие региона. Юрист ВУЗа. 2018;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: