В экономике знаний наука оказывает постоянно усиливающееся воздействие на ее экономическое развитие, особенно это справедливо в отношении наукоемких отраслей. Взаимодействие университетов и регионов в настоящее время рассматривается как один из главных факторов, влияющий на уровень экономического развития региона.
В условиях формирования и развития постиндустриальной экономики университеты становятся инноваторами с точки зрения инновационной активности и играют роль генераторов идей для бизнеса. Влияние университетов на инновационное развитие региона связано с когнитивной функцией знаний, что позволяет рассматривать трансфер университетских технологий как фактор, определяющий динамику региональной экономики. Активизация интегрирования университета в региональное экономическое пространство побуждает к переосмыслению роли университетов в региональном развитии, их функций, назначения в современном мире.
Механизм работы большинства современных университетов подразумевает агрегирование национальных и региональных ресурсов, в то время как результаты операционной деятельности университета чаще всего остаются локальными. Принимая во внимание эти условия, необходимо проанализировать вклад университетов в региональное развитие посредством осуществления финансовых затрат, материальных и нематериальных вложений в создание условий экономического роста и социального развития региона.
Усиление роли университетов в региональном развитии актуализирует исследования, нацеленные на определение направлений влияния университета на регион и эффективности данного воздействия для регионального развития. Исследования в этом направлении только начинают развиваться и представляют значительный научный и практический интерес.
Общепризнано, что университеты сегодня становятся ведущим звеном национальной инновационной системы. К их образовательной и научноисследовательской функциям, традиционно являющимся основными, в последние десятилетия добавилась новая функция — «service to the community» — служение сообществу. В связи с изменением роли университета модифицируются и модели взаимодействия его и региона. Современные зарубежные работы Б. Кларка (1983), Г. Сабато (1975), Б.-А. Лундвала (1988), Р. Нельсона (1993), Д. Чарльза (1995), Д. Годдарда и П. Чаттертона (2000), Г. Ицковица (2000), Ейдесдорфа (2000), Альтбаха, Салми (2012) определяют, что региональный университет нужно рассматривать как один из основных элементов стратегии развития региональной экономики.