Статистические исследования показывают, что рост числа больных с тиреоидитами и токсическими формами зоба не прекращается [1, 2, 6, 8].
А.М. Земсков (2008) считает, что проблема аутоиммунных нарушений остается одной из центральных в современной медицине и постоянно привлекает к себе внимание исследователей. Так, хронический аутоиммунный тиреоидит (ХАИТ) является наиболее частым из всех заболеваний щитовидной железы.
Существует три альтернативных метода лечения тиреоидитов, протекающих либо с, либо без тиреотоксикоза: медикаментозный, хирургический и радиойодтерапия [3, 5]. В различных странах мира отношение к использованиютех или иныхметодов лечения диффузного токсического зоба различается [4, 7, 10]. Стандарты хирургического лечения больных с тиреотоксикозом, разработанные в мире предусматривают выполнение тиреоидэктомии, позволяющего радикально излечить больного от данной патологии. Объемы оперативных вмешательств при тиреоидитах остаются спорными [1, 2, 4, 9].
В России, в силу традиций или недостаточной информированности, а также благодаря определенному настрою больных, нацеленных на сохранение своего «эндокринного» органа, принятие решения касательно тактики лечения остается сложной задачей, поэтому различный объем выполняемых операций является не исключением, а нормой. Это обусловлено еще и тем, что тиреоидэктомия сопровождается риском развития после операций различного рода осложнений [3, 6].
Острый тиреоидит
Острый тиреоидит встречается довольно редко и выявлен нами за все время наблюдения (10 лет) лишь у 8 пациентов (2 из них скончались), в основном как осложнение острой инфекции — ангины, гриппа и др. У всех больных резко повышалась температура тела до 39 0С, отмечался озноб, головная боль, боль в области шеи, особенно при глотании, отек шеи и учащение пульса. При пальпации щитовидная железа была резко болезненна, увеличена (чаще одна из ее долей), пальпировался обширный, очень плотный, болезненный инфильтрат. У всех отмечался гиперлейкоцитоз с нейтрофильным сдвигом формулы крови влево.