По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Подход к оценке направленности таможенной политики государства

Сауренко Т. Н. д-р экон. наук, доцент, член-кор. Академии военных наук, зав. кафедрой таможенного дела, Российский университет дружбы народов, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, e-mail: Tanya@saurenko.ru

В статье рассмотрен методический подход к оценке направленности таможенной политики государства. Ее направленность характеризуется соотношением уровней ее фискальности и протекционизма. Предложенный подход может применяться для обоснования элементов таможенной политики как отдельных государств, так и интеграционных объединений государств, например Евразийского экономического союза.

Литература:

1. Анисимов Е. Г., Анисимов В. Г., Сауренко Т. Н. Таможенная политика в системе национальной безопасности Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. — 2015. — № 1 (30). — С. 14–19.

2. Сауренко Т. Н., Анисимов Е. Г. Методология формализации взаимодействия государств — участников таможенных союзов // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — Р-н/Д: РГЭУ РИНХ. — 2012. — № 3. — С. 36–41.

3. Анисимов Е. Г., Анисимов В. Г., Сауренко Т. Н., Чварков С. В. Экономическая политика в системе национальной безопасности Российской Федерации // Вестник академии военных наук. — 2017. — № 1 (58). — С. 137–144.

4. Анисимов В. Г., Анисимов Е. Г., Капитоненко В. В. Экономико-математические методы и модели в мирохозяйственных связях: учебник. — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2011. — 179 с.

5. Анисимов В. Г., Анисимов Е. Г. Математические модели и методы в управлении развитием сложных технических систем. — СПб.: Политехника, 2004. — 180 с.

6. Анисимов Е. Г., Сауренко Т. Н. Интегральный показатель экономической эффективности инвестиционных проектов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. — 2012. — № 5 (44). — С. 9–12.

7. Анисимов В. Г., Анисимов Е. Г., Родионова Е. С., Сауренко Т. Н. Математические методы и модели в экономическом и таможенном риск-менеджменте: Монография. — СПб., 2016. — 236 с.

8. Анисимов В. Г., Анисимов Е. Г., Новиков В. Е., Останин В. А. Моделирование оптимизационных задач поддержки принятия решений в инновационном менеджменте // Вестник Российской таможенной академии. — 2016. — № 1. — С. 90–98.

9. Анисимов В. Г., Анисимов Е. Г., Гапов М. Р., Родионова Е. С., Сауренко Т. Н., Силкина Г. Ю., Тебекин А. В. Стратегическое управление инновационной деятельностью: анализ, планирование, моделирование, принятия решений, организация, оценка. — СПб., 2017. — 312 с.

10. Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.customs. ru (дата обращения: 31.03.2020).

Таможенная политика государства представляет собой процесс формирования и обеспечения реализации системы согласованных стратегических подходов и таможенных мер регулирования перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу. Цель таможенной политики состоит в создании условий для повышения в стратегической перспективе темпов экономического развития и обеспечения экономической безопасности государства [1–3]. Возможность достижения этой цели определяется экономической ситуацией в рассматриваемом государстве и в мире в целом, а также соответствием применяемых таможенных мер указанной цели. На стратегическом уровне соответствие применяемых таможенных мер установленным целям проявляется в общей стратегической направленности таможенной политики. Это порождает задачу оценки направленности таможенной политики государства и обусловливает ее важность для управления его экономическим развитием и обеспечением экономической безопасности.

Общая стратегическая направленность таможенной политики проявляется в приоритетах государства, реализованных в результате ее осуществления.

Одним из основных вопросов выбора приоритетов является ориентация во внешнеторговой деятельности государств Союза на преимущественно протекционистские либо фискальные цели. Эта направленность может быть выявлена на основе сравнения средневзвешенных тарифов ввозных таможенных пошлин по структуре импорта и собственного производства рассматриваемого государства [4].

Средний таможенный тариф Тn , взвешенный по структуре импорта, определяется соотношением

где Тn — ставка таможенного тарифа на товар n-го вида, ввозимый на территорию рассматриваемого государства;

Un — объем импорта (в стоимостном выражении) товара n-го вида в государство;

M — общий объем в стоимостном выражении импорта в государство.

Средний таможенный тариф Тn, взвешенный по структуре собственного производства, для рассматриваемого государства определяется соотношением

Для Цитирования:
Сауренко Т. Н., Подход к оценке направленности таможенной политики государства. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: