На сегодняшний день в топ-50 наиболее востребованных и перспективных входят те профессии, которыми можно овладеть в системе среднего профессионального образования (СПО). В связи с этим конкурсы профессионального мастерства в системе среднего профессионального образования приобретают все бóльшую значимость. Количество конкурсов возрастает с каждым годом, позволяя тем самым развивать у студентов не только общие, но и профессиональные компетенции, диктуемые ФГОС. Профессиональные конкурсы уже не рассматриваются как вид внеучебной деятельности, они плотно вошли в повседневную жизнь учащихся, а подготовка к ним занимает едва ли не все свободное время как студентов, так и преподавателей.
Участие в конкурсах профессионального мастерства — это отличная возможность для студента показать свой профессионализм в определенной отрасли. Подготовка к участию в конкурсе — это кропотливая работа, в процессе которой под руководством преподавателей, представителей работодателей, социальных партнеров студенты значительно расширяют теоретические знания и практические навыки. Участники конкурсов получают возможность общения со сверстниками, обмена опытом. У таких студентов повышается уровень самооценки, самопрезентации и коммуникативной активности [2, c. 60].
Особое место в подготовке студентов могут сыграть участники соревнований прошлых лет, так как большинство из них — это такие же студенты колледжей либо недавние выпускники. В настоящее время самыми успешными видами подготовки студентов к профессиональным конкурсам являются мастер-классы, школы профессионального мастерства, организуемые и проводимые победителями и призерами данных конкурсов. Все это позволяет будущим участникам конкурсов более глубоко погрузиться во все тонкости соревнований, настроиться на нужную волну, а также сориентировать преподавателей, которые занимаются подготовкой студентов.
Наиболее значимыми региональными и международными конкурсами профессионального мастерства для студентов СПО, обучающихся в ГАПОУ «Технологический колледж № 24» (ГАПОУ «ТК № 24»), являются: