Современное агропромышленное производство предъявляет высокие требования к профессиональному уровню работников, которые должны уметь адаптироваться к меняющимся условиям труда и производства, обладать высокой профессиональной мобильностью.
Сложная демографическая ситуация, сложившаяся в России в 1991–2006 гг., многократно повышает ценность каждого молодого человека с высшим и средним профессиональным образованием, входящего в трудоспособный возраст, поскольку молодые специалисты в ближайшее время будут определять основные направления развития сельского хозяйства и реализовывать задачи экономического развития нашей страны в целом и агропромышленного производства в частности. Именно выпускники аграрных образовательных учреждений по-прежнему являются одним из ключевых источников пополнения потребности предприятий аграрного сектора в квалифицированных трудовых ресурсах.
Важнейший инструмент построения аграрной экономики нового уровня — система профессионального образования, способная эффективно функционировать в условиях постиндустриального общества и экономики знаний. В качестве сдерживающего фактора формирования полноценной аграрной экономики можно отметить хронические недостатки в информационном, научном и кадровом обеспечении АПК и его отраслей.
Миссия современного аграрного образования — органичное сочетание активной практической подготовки в условиях реального производства и теоретического обучения в образовательных учреждениях.
Анализ текущего состояния организационных изменений в сфере аграрного образования показывает, что профильные отраслевые вузы являются основным источником подготовки специалистов с высшим образованием для агропромышленного комплекса региона и сопредельных территорий (макрорегиона), вклад которых в среднем составляет 89,57 % от общего объема подготовки кадров для АПК.
В ведении Минсельхоза России находится 12 % вузов федерального подчинения (454 вуза), таким образом, удалось сохранить специфику отраслевого управления профильным образованием. Сеть образовательных организаций аграрного профиля на федеральном уровне — это 54 отраслевых вуза и 21 организация дополнительного профессионального образования.