По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Подготовка специалистов в системе высшего агрообразования и задачи по ее модернизации

А. А. Жидикин канд. экон. наук, начальник отдела, Минсельхоз России
В. Г. Новиков д-р экон. наук, д-р соц. наук, проф., врио ректора, ФГБОУ ДПО РАКО АПК
С. А. Горохов зам. руководителя, Научно-методический центр по проблемам сельской молодежи

В статье проведен анализ текущего состояния системы высшего аграрного образования. Показано, что профильные вузы Минсельхоза России являются основным источником подготовки специалистов с высшим образованием для агропромышленного комплекса и сельского развития. Отмечена особая роль механизмов целевого набора будущих специалистов для устойчивого функционирования агросферы. Предложены укрупненные направления развития системы.

Литература:

1. Алексеева С. А. Формирование профессионального портрета специалиста агропромышленного комплекса в условиях модернизации аграрного сектора экономики / С.А. Алексеева, О. Е. Ломакина, Б.И. Шайтан // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. — 2019. — № 1-3. — С. 23.

2. Бондаренко Л. В. Методические подходы к мониторингу рынка образовательных услуг в области высшего профессионального образования / Л. В. Бондаренко, Н.Н. Терещенко // Проблемы современной экономики. — 2007. — № 2. — С. 391–396 [Электронный ресурс].

3. Демишкевич Г. М. Количественная и качественная характеристика руководящих кадров сельскохозяйственных организаций / Г. М. Демишкевич, Л. В. Шанина // Экономика сельского хозяйства России. — 2016. — № 4. — С. 12–18.

4. Нагибина М. Н. Формирование и использование квалифицированных кадров в сельском хозяйстве / М.Н. Нагибина // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. — 2013. — Т. 19. — № 14. — С. 173–175.

5. Новиков В. Г. Место социально-профессионального потенциала кадров в социоструктурной организации и социоструктурном воспроизводстве сельских территорий // Агробизнес: экономика — оборудование — технологии. — 2019. — № 5.

6. Объедкова Л. В. Аграрное образование в России формирует новые тренды / Л. В. Объедкова, Т. В. Опейкина // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2018. — № 1. — С. 124–129.

7. Шайтан Б. И. Формирование и использование кадрового потенциала сельских территорий: образовательно-научно-производственные кластеры // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. — 2018. — № 7-9. — С. 51–54.

Современное агропромышленное производство предъявляет высокие требования к профессиональному уровню работников, которые должны уметь адаптироваться к меняющимся условиям труда и производства, обладать высокой профессиональной мобильностью.

Сложная демографическая ситуация, сложившаяся в России в 1991–2006 гг., многократно повышает ценность каждого молодого человека с высшим и средним профессиональным образованием, входящего в трудоспособный возраст, поскольку молодые специалисты в ближайшее время будут определять основные направления развития сельского хозяйства и реализовывать задачи экономического развития нашей страны в целом и агропромышленного производства в частности. Именно выпускники аграрных образовательных учреждений по-прежнему являются одним из ключевых источников пополнения потребности предприятий аграрного сектора в квалифицированных трудовых ресурсах.

Важнейший инструмент построения аграрной экономики нового уровня — система профессионального образования, способная эффективно функционировать в условиях постиндустриального общества и экономики знаний. В качестве сдерживающего фактора формирования полноценной аграрной экономики можно отметить хронические недостатки в информационном, научном и кадровом обеспечении АПК и его отраслей.

Миссия современного аграрного образования — органичное сочетание активной практической подготовки в условиях реального производства и теоретического обучения в образовательных учреждениях.

Анализ текущего состояния организационных изменений в сфере аграрного образования показывает, что профильные отраслевые вузы являются основным источником подготовки специалистов с высшим образованием для агропромышленного комплекса региона и сопредельных территорий (макрорегиона), вклад которых в среднем составляет 89,57 % от общего объема подготовки кадров для АПК.

В ведении Минсельхоза России находится 12 % вузов федерального подчинения (454 вуза), таким образом, удалось сохранить специфику отраслевого управления профильным образованием. Сеть образовательных организаций аграрного профиля на федеральном уровне — это 54 отраслевых вуза и 21 организация дополнительного профессионального образования.

Для Цитирования:
А. А. Жидикин, В. Г. Новиков, С. А. Горохов, Подготовка специалистов в системе высшего агрообразования и задачи по ее модернизации. Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. 2021;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: