СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
Стратегия подготовки фармацевтических кадров направлена на обеспечение здравоохранения и фармацевтической отрасли высококвалифицированными фармацевтическими кадрами, повышение качества и доступности медицинской помощи и осуществляется в соответствии с основными трендами развития системы здравоохранения и современными тенденциями в экономике и обществе. Подготовка фармацевтических кадров осуществляется на всех уровнях образования — среднего профессионального, высшего образования — специалитет и подготовка кадров высшей квалификации в ординатуре, магистратуре и аспирантуре. Для каждого уровня подготовки специалиста действует соответствующий федеральный государственный образовательный стандарт (далее — ФГОС), определяющий требования к образовательной программе и условиям ее реализации. ФГОС по фармацевтическим направлениям ориентированы на компетентностную форму представления результатов освоения программ, расширены права организаций в формировании структуры образовательных программ.
Фармацевтические специалисты готовятся для работы в различных научно-практических профессиональных сферах деятельности:
• образование и наука (в сфере научных исследований);
• здравоохранение (в сфере обращения лекарственных средств);
• административно-управленческая и офисная деятельность (в сфере фармацевтической деятельности).
ВЫСШЕЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Система высшего образования развивается в соответствии с Национальной доктриной образования в Российской Федерации, задачами государственных стратегий в области медицины, науки, образования, промышленности. Правила системы высшего образования устанавливает Министерство науки и высшего образования. В 2012 г. принят федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) [7], устанавливающий правовые, институциональные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в области образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности. В Российской Федерации гарантирована общедоступность конкурентоспособного бесплатного высшего образования (в случае получения гражданином первого высшего образования). Это положение закреплено в статье Закона об образовании.
Высшее образование можно получить на базе пяти типов соответствующих образовательных учреждений: университетов, федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, академий и институтов. Также подготовку специалистов по программам подготовки кадров высшей квалификации ординатуре и аспирантуре, дополнительного профессионального образования осуществляют образовательные организации дополнительного профессионального образования различной ведомственной принадлежности и научные организации. В Российской Федерации образовательные программы высшего образования включают программы бакалавриата, специалитета, магистратуры, докторантуры, резидентуры и программы ассистентства.
В соответствии со ст. 12 Закона об образовании [7] образовательные программы разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не предусмотрено законом.
Программы бакалавриата и специалитета принимают абитуриентов со средним общим образованием. Магистерские программы принимают абитуриентов с высшим образованием любого уровня. Прием на программы высшего образования уровней бакалавриата, специалитета, магистратуры, а также для обучения по программам подготовки кадров высшей квалификации осуществляется индивидуально на конкурсной основе. Программы подготовки кадров высшей квалификации (PhD, residency and assistantship programs) принимают абитуриентов, имеющих высшее образование уровня специалиста или магистра или выше. Прием на магистерские программы и программы подготовки кадров высшей квалификации осуществляется по результатам вступительных экзаменов, проводимых самой организацией образования. Программы резидентуры принимают абитуриентов с высшим медицинским или фармацевтическим образованием.
Согласно проекту Стратегии развития медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2025 года [8], государственная политика в сфере здравоохранения и медицинского образования направлена на реализацию обеспечения отрасли высококвалифицированными медицинскими кадрами, а также на повышение качества и доступности медицинской помощи для населения Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:
1) обеспечение компетентностного подхода и практикоориентированности медицинского образования;
2) устранение отраслевых кадровых дисбалансов и дефицита специалистов отдельных специальностей;
3) стандартизация подходов к системе и единство требований к качеству подготовки специалистов, независимость оценки знаний, умений, навыков;
4) развитие кадрового потенциала для системы медицинского образования;
5) развитие электронного образования и дистанционных образовательных технологий;
6) интеграция в международное образовательное пространство и развитие академической мобильности;
7) освоение и подготовка специалистов для рынков национальной технологической инициативы (HealthNet, NeuroNet);
8) развитие гибких навыков.
В рамках федеральной целевой программой «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года» (далее — программа) предусмотрена подготовка (переподготовка) более 4000 специалистов в области фармации, необходимых для осуществления разработки и производства лекарственных средств [9].
Предусмотренное программой мероприятие «Разработка новых образовательных программ и образовательных модулей для профильных высших и средних специальных учебных заведений» призвано модернизировать образовательные программы подготовки и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров по следующим направлениям:
• разработка лекарственных средств;
• производство лекарственных средств;
• контроль качества лекарственных средств;
• работа в физико-химических, биологических, бактериологических лабораториях;
• разработка спецификаций на сырье, материалы и готовую продукцию;
• маркетинг и логистика.
Для осуществления работы на фармацевтических предприятиях инновационного типа специалисты должны пройти обучение по специально разработанным программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, позволяющим приступить к осуществлению профессиональной деятельности непосредственно после окончания обучения. Для реализации подобных практикумов предполагается использование потенциала имеющихся на территории Российской Федерации фармацевтических кластеров.
Наряду с практикоориентированностью образовательные программы строятся как наукоориентированные в соответствии со Стратегией развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года [10] и Концепцией развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года [11]. Стратегия направлена на реализацию государственной политики в сфере здравоохранения, повышение качества и доступности медицинской помощи населению Российской Федерации, включая разработку инновационной продукции, освоение критически важных технологий и развитие компетенций на основе интеграции исследовательских и образовательных процессов.
Одним из актуальных вопросов совершенствования и видоизменения образования в современном обществе в соответствии с Законом об образовании является проектирование и обеспечение индивидуальной образовательной траектории обучающегося с применением современных информационных технологий. Индивидуализация образования, поиск современных инструментов и условий реализации индивидуальных траекторий обучения студентов становится одним из важных, необходимых и перспективных направлений совершенствования образовательной деятельности вузов.
Подготовку специалистов с высшим фармацевтическим образованием в Российской Федерации осуществляют более 50 образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации и Министерству науки и высшего образования Российской Федерации. Университеты проходят процедуру надзорного аудита с переходом на новую версию международного стандарта ISO 9001:2015.
Высшее образование по специальности «Фармация» реализуется на нескольких уровнях: специалитет, ординатура и аспирантура. Программа бакалавриата по специальности «Фармация» не предусмотрена в настоящее время. Наиболее массовым и востребованным является специалитет. Диплом провизора выдается при успешном освоении 5-летней программы специалитета. Основными видами профессиональной деятельности провизора являются фармацевтический, контрольно-разрешительный, экспертно-аналитический, организационно-управленческий, научно-исследовательский и иные в сфере обращения лекарственных средств. Специалисты с дипломом провизора работают во всех сферах фармацевтической отрасли — фармацевтическом производстве, аптечных организациях, лабораториях, в государственных структурах, регулирующих сферу обращения лекарственных средств (в том числе регистрацию, фармаконадзор, лицензирование производственных площадок), и других. Специалист с дипломом провизора может осуществлять профессиональную деятельность на всех этапах обращения лекарственных средств (включая фундаментальные и прикладные исследования), в сфере фармацевтической деятельности и в сфере образования и науки при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций.
Получить углубленную подготовку и дополнительные профессиональные компетенции, необходимые для работы в высокотехнологичном производстве, лабораториях, управленческом звене, можно в магистратуре.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных программ базового образования профиля на основе федеральных государственных образовательных стандартов. Примерные основные образовательные программы разрабатываются на основе их уровня — учебно-методическая документация (примерные учебный план, примерный календарный график, примерные программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и другие компоненты), которая определяет рекомендуемый объем работы и содержание образования определенного уровня.
Федеральный государственный образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и/или к профессии, специальности и профиля, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
В настоящее время каждый федеральный государственный образовательный стандарт включает три вида требований:
• требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их нагрузки;
• соотношению обязательных компонентов основной образовательной программы;
• компонентам формируемого участниками образовательного процесса.
ПОСТУПЛЕНИЕ
Поступление на образовательную программу специалитета по специальности «Фармация» осуществляется в соответствии с правилами приема, утверждаемыми образовательными организациями и публикуемыми в открытом доступе на их сайтах. Процесс приема, включая организацию вступительных экзаменов, конкурс и прием на программу, осуществляется приемной комиссией университета.
К освоению образовательной программы специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее или среднее профессиональное образование, подтвержденное документом, или высшее образование, также подтвержденное документом о высшем образовании и о квалификации. Прием на программу осуществляется по письменному заявлению, которое представляется в приемную комиссию университета вместе с комплектом других документов согласно правилам.
Организация самостоятельно устанавливает уровень необходимых баллов, ниже которого абитуриент не может участвовать в конкурсе.
Для обучения по специальности «Фармация» абитуриент сдает экзамены по химии, биологии, русскому языку.
Необходимый уровень квалификации поступающих по химии и биологии необходим для освоения образовательной программы, включающей значительный блок медико-биологических и химических дисциплин, необходимых для приобретения профессиональных компетенций, а также понимания биологических и химических процессов на фундаментальном уровне.
Поступающие могут представить также информацию о личных достижениях. При приеме на обучение по программам специалитета университет начисляет баллы за установленные правилами и подтвержденные документально индивидуальные достижения, например за победу в олимпиаде необходимого уровня и соответствующей правилам дисциплине. По решению приемной комиссии, в случае набора одинакового количества баллов на вступительных экзаменах, будут допущены кандидаты с личными достижениями.
Предыдущее образование учитывается только как необходимый уровень требуемых квалификаций для зачисления на программу специалитета по специальности «Фармация» в соответствии с правилами приема. При поступлении на образовательную программу результаты и достижения предыдущего образования не признаются и могут не учитываться.
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — специалитет по специальности 33.05.01 Фармация [12], актуализированный на основе профессиональных стандартов, утвержден приказом Минобрнауки России от 27.03.2018 № 219.
Академическим и профессиональным сообществом разработана примерная основная образовательная программа (ПООП), одобренная Координационным советом в области образования «Здравоохранение и медицинские науки», получено одобрение программы СПК (01.08.2019).
ПООП прежде всего направлена на обеспечение подготовки специалистов, соответствующих требованиям Стратегии национальной безопасности Российской Федерации по разделам науки, образования и здравоохранения (указ президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683), а также дает широкие возможности учитывать региональные особенности и потребности в специалистах фармацевтического профиля.
Во ФГОС сохранен акцент на компетентностную форму представления результатов освоения программ, расширены права организаций в формировании структуры образовательных программ. Требования ФГОС к структуре таких программ носят исключительно рамочный характер и включают три крупных блока: «Дисциплины (модули)», «Практики» и «Государственная итоговая аттестация». В блоке «Дисциплины (модули)» выделены базовая и вариативная части с указанием интервала трудоемкости для их освоения. При этом дисциплины (модули) и практики, относящиеся к базовой части программы и являющиеся обязательными вне зависимости от ее направленности, определяются образовательной организацией самостоятельно.
Это пятилетняя программа обучения, реализуемая в очной форме, которая включает базовые дисциплины, вариативные дисциплины, блоки дисциплин по выбору, практики и государственную итоговую аттестацию. Общая кредитная стоимость программы составляет 300 зачетных единиц. Нормативный срок освоения программы составляет 5 лет.
Образовательная программа направлена на получение знаний, практических умений, формирование компетенций, которые установлены в ФГОС. Объем программы специалитета в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 кредитов, за семестр — 30 кредитов. Перед началом обучения в университете формируется расписание занятий в соответствии с учебным планом и календарным планом. Для студентов, имеющих индивидуальный учебный план, продолжительность программы может быть изменена университетом в соответствии с требованиями федерального стандарта. Перед началом учебного периода формируется программа обучения в соответствии с учебным планом и календарным планом. В календарном плане указаны периоды учебы, практики, экзамены, зачеты.
Учебный процесс в учебном плане разделен по периодам обучения: 5 академических лет, а года разделены по семестрам (первый и второй семестры). В учебном плане указывается перечень, интенсивность, последовательность и разбивка по периодам изучения дисциплин (модулей), практик, промежуточной и итоговой (государственной) аттестации обучающихся. В учебном плане отражено количество часов контактной работы обучающихся с преподавателем (консультации, аттестационные испытания, занятия лекционного и семинарского типов) и самостоятельной учебной работы обучающихся. Для каждой дисциплины и практики в учебном плане отражена форма промежуточной оценки (зачет, экзамен).
Максимальный объем учебной нагрузки студента не превышает 54 часов в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной учебной работы. Максимальный объем обязательных аудиторных занятий при очной форме обучения ограничивается государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Количество лекционных, практических и семинарских занятий указывается в рабочей программе при ее утверждении.
Каникулы обучающихся по программе специалитета составляют 7–10 недель в год, в том числе не менее двух недель в зимний период.
Программа специалитета по специальности «Фармация» гибко реагирует на динамично меняющиеся потребности в сфере обращения лекарственных средств. В результате происходит:
• изменение содержания модулей, корректировка учебных и оценочных материалов в соответствии с меняющейся ситуацией;
• подготовка специалистов, способных применить полученные знания и компетенции в любой ситуации, что достигается обучением базовым и профессиональным дисциплинам и закреплением знаний и практических навыков при прохождении учебных и производственных практик, стажировки в зарубежных фармацевтических компаниях;
• гармонизация образовательной программы и профессионального стандарта «Провизор».
Гибкость подходов позволяет обеспечивать реализацию программы с учетом Стратегии национальной безопасности Российской Федерации по разделам науки, образования и здравоохранения (указ президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683), в частности требований:
• формирование и развитие научного потенциала обучающихся начиная с раннего этапа обучения;
• развитие междисциплинарных исследований;
• использование в образовательном процессе достижений высоких технологий (в том числе генная инженерия, нанотехнологии, природоподобные технологии);
• развитие взаимодействия университета с научно-исследовательскими центрами и промышленными предприятиями;
• повышение качества подготовки обучающихся всех уровней, в том числе среднего и высшего образования, научно-педагогических работников и молодых ученых, а также развитие системы непрерывного фармацевтического образования;
• активное развитие международных связей в области науки и образования, повышение привлекательности российского образования на мировом рынке образовательных услуг.
Учебный план, заложенный в ПООП, позволяет сформировать ОП, максимально соответствующую интересам национальной стратегии в подготовке кадров и развитии медицинской и фармацевтической отрасли. Учебный план актуализирован с применением модульного подхода и учетом модели 4Р в здравоохранении (прогнозирование, профилактика, партисипативность, персонификация), включением дисциплин, поддерживающих сквозное формирование soft skills, наукометрии, навыков бесконфликтного общения, цифровых технологий. Реализация требований и учет векторов развития, обозначенных в Стратегии, могут быть представлены различными элементами реализуемого учебного плана, авторскими курсами, обучающими программами, современными электронными образовательными технологиями.
МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
Содержание программы, ее структура, методы обучения и освоения знаний интегрированы в учебный план программы. Программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценки качества подготовки выпускника, определяет планируемые результаты — универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, установленные ФГОС и ПООП по специальности «Фармация», которыми должен обладать выпускник программы. В каждой рабочей программе дисциплин и учебных и производственных практик компетенции определяются в соответствии с их содержанием.
Рабочие программы регламентируют и обеспечивают методики преподавания и обучения, позволяющие получить необходимые компетенции: лекции, семинары, лабораторные и практические занятия, самостоятельную работу обучающегося.
Программа направлена на постепенное поэтапное обучение и получение знаний и умений и формирование компетенций.
Поступив на программу специалитета по специальности «Фармация», обучающиеся начинают занятия в соответствии с учебным планом программы. По дисциплинам/модулям предусмотрены лекции, семинары, практические и лабораторные занятия. Каждая дисциплина включает самостоятельную работу студента, содержание которой определяется рабочей программой дисциплины и осуществляется под руководством преподавателя. Контактное обучение студентов в соответствии с образовательным стандартом может быть дополнено электронным обучением.
В настоящее время в отечественном образовании фармацевтическое не является исключением, происходит цифровая трансформация. В рамках цифровой трансформации образования внедряются массовые открытые онлайн-курсы (МООК), вводится смешанное обучение, сочетающее традиционные и дистанционные методы, внедряются элементы виртуальной и дополненной реальности, геймификации, адаптивного обучения.
Современная дидактическая концепция предполагает активное участие студента в образовательном процессе, активное усвоение знаний, практическую направленность, переход от директивной модели образования к интерактивной модели, ориентированной на личность обучаемого. Традиционных методов обучения недостаточно для подготовки современного многопрофильного специалиста. С этой целью вводятся индивидуальные образовательные траектории, способствующие формированию индивидуальных профилей компетенций, уникальных для рынка труда.
Помимо традиционных методов и методик обучения (лекции, практические занятия, семинары, мастер-классы, индивидуальная работа, в том числе индивидуальные задания), в программе используются инновационные ролевые игры, кейсы, семинары с элементами дискуссии, работа в малых группах, круглые столы, работа с электронными базами данных, подготовка эссе и презентаций с учетом принципов интересов обучаемого (студент-ориентированное образование), а также метод проблемного обучения. Хорошим инструментом для реализации практических навыков является симуляционная аптека, позволяющая в условиях, приближенных к реальным, реализовать технологические, информационно-просветительские и другие навыки и умения.
Эти методы побуждают студентов к самостоятельному, инициативному и творческому подходу к работе с учебными материалами, а также формируют у обучающегося способность грамотно решать нестандартные профессиональные задачи, вовлекая их в процесс решения задач. Это не только расширяет профессиональные знания, но и развивает практические навыки, которые позволят приблизить учебу к практике в повседневной жизни, уделяется внимание развитию soft skills.
Университет ежегодно пересматривает образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологии, социальной сферы путем их утверждения и переаттестации.
Глобальные достижения в рамках дисциплины отражены:
• в коррекции содержания лекций и занятий;
• обновлении оценочных средств с учетом последних научных достижений;
• применении передовых образовательных технологий;
• возможности студента выбрать самые передовые направления исследований;
• возможности получения практических навыков в наиболее передовых организациях, нацеленных на высокие результаты в области фармацевтической деятельности.
Программа предусматривает подготовку выпускника, владеющего междисциплинарным мышлением, для решения профессиональных задач: в сфере обращения лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента, в сфере научных исследований, административно-управленческой деятельности.
Программа построена таким образом, что студент может выбрать интересующее его направление, изучая дисциплины по выбору, и тем самым получить углубленные знания в сферах фармации, таких как:
• фармацевтическое производство / разработка и контроль качества;
• аптека / социальная фармация;
• органы здравоохранения / руководство и менеджмент;
• Росздравнадзор / контроль качества;
• химико-токсикологическая лаборатория;
• производство иммунобиологических препаратов и др.
Закрепить полученные знания студент может во время учебных и производственных практик на соответствующих базах организаций-партнеров. Разрабатываются и развиваются программы дополнительного профессионального образования с участием отраслевых партнеров — отечественных и зарубежных фармацевтических компаний [13].
Кроме того, студенты имеют возможность выбирать научно-практические направления (НИР). Студенты могут выбрать выполнение НИР по своим научным интересам и в соответствии с их профессиональным опытом. Будущие фармацевтические специалисты могут участвовать в образовательных проектах с первых курсов. Для всех студентов предусмотрена возможность выбора СНК, школы мастерства, участия в мастер-классах, получение профессии будущего.
Некоторые студенты трудоустраиваются в сфере фармации и имеют возможность заниматься учебной, практической и научно-исследовательской работой на своих рабочих местах в соответствии с выбранным направлением.
МЕТОДЫ ОЦЕНИВАНИЯ
Для оценки знаний обучающихся по программе формируется фонд оценочных средств (ФОС) — инструменты для текущей, рубежной, промежуточной и итоговой (государственной) оценки знаний (аттестации), который включает в себя:
• набор компетенций, которые должен получить выпускник программы;
• описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования;
• типовые оценочные задания и другие материалы (оценочные работы), необходимые для оценки знаний, навыков и (или) опыта работы, характеризующие этапы формирования компетенций в процессе получения программы;
• методические материалы, определяющие процедуры оценки знаний, умений и (или) опыта работы, характеризующие этапы формирования компетенций.
Основные виды оценки знаний обучающихся: тестирование компьютерное, оценка практических навыков — сформированности компетенций, собеседование по ситуационным задачам, контрольным вопросам, аттестация практики.
Студенты имеют возможность ознакомиться со всем фондом контрольно-измерительных материалов и подготовиться к оценке знаний — контролю.
Критерии оценки являются прозрачными и размещаются на официальном сайте университетов вместе с расписанием экзаменов и локальными нормативными актами.
Контроль освоения знаний и умений проводится на протяжении всего периода изучения дисциплины/модуля: текущий контроль знаний по теме текущего занятия, при завершении изучения раздела дисциплины / темы / дидактической единицы — рубежный контроль, включающий контроль знаний всего изученного материала за несколько занятий. Оценка сформированности компетенций проводится в виде сдачи практических навыков, как правило, в период проведения рубежного контроля.
Оценка знаний в период проведения промежуточной аттестации (сессии) по одной дисциплине проводится один раз в форме зачета и/или экзамена по окончании дисциплины (модуля). Учебные и производственные практики завершаются аттестацией.
Общее количество элементов промежуточной аттестации за один семестр не превышает 10. Обучение по программе заканчивается итоговой (государственной) аттестацией. Для проведения государственной итоговой аттестации формируется государственная экзаменационная комиссия, в состав которой входят представители работодателей — сотрудники организаций фармацевтической отрасли (до 50 %), председателем комиссии назначается также руководитель одной из профильных организаций. В состав комиссии входят профессорско-преподавательский состав кафедр, включая иностранных научно-педагогических работников.
Все предусмотренные учебным планом формы промежуточного контроля по дисциплинам и практикам являются обязательными.
По окончании освоения всей программы проводится итоговая (государственная) аттестация в форме государственного экзамена.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Условия реализации образовательной программы определяются требованиями ФГОС. В реализации программы задействованы различные подразделения организаций, внутренние и внешние партнеры. Реализация программы специалитета обеспечивается высококвалифицированными кадрами. Основными критериями при подборе персонала являются ученая степень, опыт работы по преподаваемой дисциплине, участие в научных исследованиях, публикации. Доля научно-педагогических работников, имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), должна составлять не менее 70 %, не менее 65 % преподавателей должны иметь ученую степень и/или ученое звание, не менее 10 % — это доля работников организаций, деятельность которых связана с фармацией. Все преподаватели проходят обучение в рамках программы «Преподаватель Высшей школы», которая является обязательной для всех преподавателей вуза, и по другим программам специальности, а также обучение цифровым образовательным технологиям.
Кроме преподавания и организации учебного процесса, сотрудники участвуют в научно-исследовательской деятельности в своих областях знаний и вовлекают студентов в такую деятельность. В результате студенты совместно с сотрудниками кафедр готовят и публикуют статьи и материалы, а также готовят соответствующие разделы итоговых докладов.
Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы специалитета закреплены в ФГОС. Обучение по специальности «Фармация» осуществляется в аудиториях, соответствующих типу занятия и обеспечивающих обучающимся формирование компетенций, соответствующих образовательной программе.
Студенты могут заниматься самостоятельно в специальных методических кабинетах кафедр и получать консультации преподавателей, изучать литературу в библиотеке.
В рамках реализации Программы развития электронного образовательного пространства широко используются единые образовательные порталы.
Ресурс ЕОП обладает широким набором функциональных возможностей: размещение, хранение и использование информационно-образовательных модулей любых форматов — учебно-методических комплексов дисциплин и специальностей, мультимедийных и интерактивных пособий, учебных фильмов и др.
Образовательные организации имеют базы практик, соответствующих профилю программы. Для специальности «Фармация» это профильные производственные, научные организации, аптечные сети, клинические центры, ботанические сады, принимающие студентов на учебные и производственные практики в рамках двустороннего сотрудничества. Крупные университеты, такие как Сеченовский Университет, могут иметь некоторые базы в своем составе (Ботанический сад, Клинический центр, лаборатории Научно-технологического парка биомедицины и другие структуры).
Университеты располагают широким спектром других объектов, обеспечивающих профессиональное и личностное развитие студентов (библиотека, спортивные сооружения, научные объединения и др.). Студентам доступны в Центральной научной медицинской библиотеке диссертации, авторефераты, медицинские книги, учебные материалы, электронные журналы, Государственная фармакопея РФ XIII и XIV издания, в том числе на иностранных языках, и периодические издания.
Организации высшего фармацевтического образования стремятся к интернационализации: разрабатывают и запускают программы двойных дипломов с зарубежными университетами, стремятся к увеличению количества иностранных студентов.
Развивается академическая мобильность студентов, преподавателей, обменные практики с зарубежными вузами — партнерами, участие в конференциях, стажировки для проведения научных исследований в лабораториях университетов.
Обучающиеся принимают участие в профессиональных олимпиадных конкурсах, таких как Всероссийская олимпиада «Я — профессионал», чемпионат по стандартам WorldSkills по компетенции «фармацевтика», Всероссийская студенческая фармацевтическая олимпиада [14], олимпиада по надлежащим практикам [15], проводимых с участием работодателей — лидеров фармацевтической отрасли.
Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills может быть использован как этап курсового экзамена — сдача практических навыков, контроль освоения профессиональных компетенций по производственно-технологической, информационно-просветительской и организационно-управленческой деятельности, как элемент освоения дисциплины или программы.
Олимпиадное движение важно для студентов, ординаторов и аспирантов не только как неотъемлемая часть образовательного процесса, независимой оценки качества знаний, самооценки обучающимися своих компетенций и возможностей, но и как личные достижения при поступлении на следующие ступени образования. Правила приема многих вузов Российской Федерации включают раздел с дополнительными баллами при вступительных испытаниях за участие или победу в олимпиадах всероссийского или международного уровней. Подобные мероприятия направлены на выявление и поддержку наиболее талантливой молодежи, формирование кадрового потенциала для исследовательской, административной, производственной и предпринимательской деятельности, ведущих научно-исследовательских организаций.
ПОСТДИПЛОМНОЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Разработка образовательных программ осуществляется в условиях устойчивого и эффективного социального диалога высшей школы и сферы труда.
Последипломное образование направлено на подготовку кадров высшей квалификации и осуществляется в ординатуре и аспирантуре, а также развитие специалиста в различных специальных областях фармации по программам дополнительного профессионального образования и в магистратуре.
Основными направлениями ординатуры и аспирантуры являются специальности:
• фармацевтическая технология [16];
• управление и экономика фармации [17];
• фармацевтическая химия и фармакогнозия [18].
Ординатура необходима для лиц, окончивших специалитет по фармации, желающих работать, например, химиками-аналитиками, руководителями/управляющими аптек, технологами лабораторий/производств. Программа ординатуры направлена на формирование профессиональных специализированных компетенций по выбранной специальности. Обучение по программам ординатуры длится два года.
К освоению программ аспирантуры, программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее фармацевтическое образование — уровень специалитета. Прием на обучение осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией самостоятельно [19].
Государственная итоговая аттестация проводится в форме государственного экзамена, а для выпускников аспирантуры — представления научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации), оформленной в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Министерством образования и науки Российской Федерации.
Программа аспирантуры рассчитана на три года и направлена на освоение профессиональной деятельности:
• научно-исследовательской деятельности в области обращения лекарственных средств, направленной на рациональное, эффективное и безопасное их использование;
• преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования.
Развиваются магистерские программы. Основная задача магистратуры — подготовка профессионалов для аналитической, консультационной и научно-исследовательской деятельности. Для получения степени магистра по выбранной специальности не обязательно наличие степени бакалавра по той же специальности. В качестве квалификационных испытаний на получение степени магистра предусмотрены экзамены и защита выпускной квалификационной работы — магистерской диссертации.
Магистерские программы рассчитаны на два года и реализуются по нескольким направлениям:
• биотехнология, в том числе направленность «разработка иммунобиологических препаратов»;
• менеджмент;
• общественное здравоохранение;
• промышленная фармация и др.
НЕПРЕРЫВНОЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Стратегия Российской Федерации в области образования включает следующие цели:
1) развитие образования в течение всей жизни и обеспечение его связи с другими направлениями социально-экономической политики;
2) обеспечение высокого качества непрерывного образования, доступного для всех, способствующего личностному развитию, устойчивому экономическому росту, социальному единству и культурному развитию.
Выпускник программы по специальности «Фармация» с 2016 г. проходит первичную аккредитацию для подтверждения своих знаний, уровня освоения профессиональных компетенций и их соответствия трудовым функциям профессионального стандарта «Провизор» [20, 21]:
• оптовая, розничная торговля, отпуск лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента;
• проведение приемочного контроля поступающих в организацию лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента;
• обеспечение хранения лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента;
• информирование населения и медицинских работников о лекарственных препаратах и других товарах аптечного ассортимента;
• изготовление лекарственных препаратов в условиях аптечных организаций.
Успешно пройдя аккредитацию, специалист получает свидетельство об аккредитации, которое позволяет ему работать в аптечной организации. Через 5 лет специалист снова будет подтверждать свои знания и навыки профессиональной деятельности. Система непрерывного фармацевтического образования и аккредитации специалистов развивается и совершенствуется.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На протяжении последних нескольких лет происходит трансформация фармацевтического образования в России. В соответствии с мировыми трендами меняется характер обучения в сторону практикоориентированного подхода. Используются новые образовательные технологии, меняются учебные планы, образовательные программы. Внедряются в учебный процесс принципы доказательного образования, личностно-, компетентностно- и проблемно-ориентированного обучения. Повышаются требования к профессорско-преподавательскому составу, материально-техническому и учебно-методическому обеспечению учебного процесса. Вузы, осуществляющие образовательные программы по специальности «Фармация», подвергаются цифровой трансформации. Осуществляются шаги в сторону интернационализации фармацевтического образования. Развиваются программы постдипломного и непрерывного фармацевтического образования. Синергия перечисленных реформ приводит к сокращению разрыва между фактической профессиональной подготовкой выпускника фармацевтического вуза и ожиданиями работодателей. Выпускники высших фармацевтических учебных заведений обладают компетенциями, необходимыми для работы на всех этапах жизненного цикла лекарственного препарата: в сферах исследований и разработок, производства, контроля качества и обращения лекарственных средств, с учетом современных требований отрасли.