Исторически сложилось так, что наука в российских вузах никогда не являлась их конкурентным преимуществом. Чтобы преодолеть это отставание, государство предприняло ряд усилий, направленных на поддержку и постепенную концентрацию научных исследований в вузах. Это и усиление кадровой составляющей вузовской науки, и обновление оборудования, и участие вузов в технологических платформах, в создании малых предприятий, поддержка их кооперации с предприятиями и др.
Президент России В.В. Путин неоднократно подчёркивал, что фундаментальная наука — это прямая ответственность государства. На такой же позиции стоит и руководство Казахстана, где два года назад было принято решение увеличить расходы на науку до 3% от ВВП. О том, как развивается наука в Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилёва в Астане, нашему журналу рассказал ректор Е.Б. Сыдыков. В университете предусмотрена система мотивации научных публикаций в рейтинговых журналах с высоким импакт-фактором — прежде всего это существенное денежное вознаграждение. Сформированы сильные научные школы, действует Студенческое научное общество, самоуправляемое научным объединением студентов и магистрантов.
Как сделать научную деятельность вуза эффективной, какие мероприятия для достижения этой цели должны выполнять кафедры, научные и учебные управления и деканаты, рассказывает в своей статье О.В. Григораш.
Усиление вузовской науки и её интеграция с образовательным процессом очень важны для современной России. Правительство предпринимало различные шаги для решения этих задач: это и попытки интеграции академических институтов с вузами, и присвоение вузам особых статусов, которые подкрепляются дополнительным бюджетным финансированием. Но, кроме этого, важно изменить саму систему ведения образовательной деятельности, радикально пересмотрев нормы и требования к работе профессорско-преподавательского состава. У преподавателей должны быть реальные возможности и стимулы заниматься научными исследованиями. А система финансирования вузовской науки должна быть более гибкой, нужно ликвидировать внутренние и внешние нормативно-правовые барьеры между образованием и наукой. И главное — нам необходимо не противостояние, а чёткая кооперация вузовской и академической науки, опирающаяся на исторически сложившиеся в стране традиции.