Правоохранительная функция предполагает в первую очередь предупреждение преступлений и иных правонарушений, включая следующие разновидности этой деятельности:
— улучшение социально-политической ситуации в стране, предупреждение преступлений, иногда именуемых социальными;
— индивидуальное предупреждение (воздействие на личность потенциального правонарушителя, в том числе и тех, кто уже отбывал наказание за прошлые деяния);
— техническое предупреждение (обеспечение безопасности) — предупреждение преступных действий со стороны неизвестных пока лиц.
Одним из наиболее «приближенных» к населению органов государственной власти является Министерство внутренних дел. За 2019 год из общего числа зарегистрированных преступлений, совершенных на территории Российской Федерации, 93 % поставлено на учет сотрудниками внутренних дел.
Проблема охраны правопорядка на уровне местного самоуправления находится в зоне пристального внимания, о чем свидетельствуют постоянное изменение законодательства и результат деятельности уполномоченных органов. Государство осуществляет активную деятельность в плане реализации данной функции. Несмотря на изменения, внесенные в Конституцию РФ относительно обеспечения общественного порядка на уровне местного самоуправления, в действующем федеральном законе говорится как о соответствующем вопросе местного значения, хотя используется два варианта его формулировки:
1) оказание содействия гражданам и их добровольным сообществам (народным дружинам);
2) непосредственно организация безопасности и охраны общественного порядка на территории муниципального района, городского округа муниципальными органами управления.
Необходимость сохранения правового содержания задачи по обеспечению общественного порядка на уровне муниципалитетов очевидна, так как именно этот уровень максимально приближен к населению. Важность органов внутренних дел для поддержания общественного порядка на муниципальном уровне подтверждается сложившимися обстоятельствами существования общества в условиях пандемии.