По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Поддержание общественного порядка органами местного самоуправления в период пандемии COVID–19

В ходе конституционной реформы 2020 года были внесены изменения во все сферы власти, в том числе в органы местного самоуправления. В ст. 132 Конституции РФ были, в свою очередь, внесены поправки, касающиеся исключения из полномочий местных органов самоуправления таких полномочий, как «осуществление охраны общественного порядка». Однако исключение данной формулировки не несет полного отстранения муниципальных органов от обеспечения безопасности, поскольку данная функция включена в полномочия другой, более широкой формулировки той же ст. 132 — «решают иные вопросы местного значения». В связи с этим охрана общественного порядка является одним из ключевых направлений в работе органов местного самоуправления как составляющая правоохранительной функции государства.

Литература:

1. Бондарев А. А., Мальцева В. Р. Обеспечение прав и свобод человека в профессиональной деятельности полиции//Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. — 2019. — № 3 (80). — С. 20–23.

2. Виноградов М. Ю. Организационно-правовые аспекты участия органов местного самоуправления в охране общественного порядка (результаты социологического исследования)//Вестник Краснодарского университета МВД России. — 2020. — № 1 (47). — С. 104–107.

3. Игнатюк А. З., Колёско С. С. Роль органов местного управления и самоуправления в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности//Вестник Полоцкого государственного университета. Сер. D. Экономические и юридические науки. — 2020. — № 13. — С. 108–111.

4. Каляшин А. В., Карпов О. В. О формах участия органов местного самоуправления в охране общественного порядка//Актуальные проблемы публичного права: сб. науч. тр. междунар. науч.практ. конф.: в 2 т./Редкол.: О. Н. Дядькин (пред.) [и др.]. — 2019. — С. 308–313.

5. Ковалышина Т. О. Организация охраны общественного порядка на территории муниципальных образований с привлечением добровольных народных дружин//Академическая публицистика. — 2019. — № 2. — С. 108–114.

6. Курдюк П. М., Упоров И. В. Правоохранительная функция публичной власти и ее особенности применительно к органам местного самоуправления: концептуально-правовой аспект//Общество и право. — 2019. — № 2 (68). — С. 139–144.

7. Никишин И. И. Варианты разграничения полномочий федеральной полиции и муниципальной милиции по охране общественного порядка в муниципальных образованиях//Академическая публицистика. — 2019. — № 2. — С. 138–142.

8. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 01.04.2020) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52 95/6ff 5e98fee989a 34bd9ce012f4b62cfa4d8ed1d0/(дата обращения: 20.03.2021).

9. Рахимова Ю. И. Участие органов местного самоуправления в обеспечении общественного порядка//Актуальные вопросы местного самоуправления в Российской Федерации: сб. науч. ст. по итогам I всерос. науч.-практ. конф., посвященной Дню местного самоуправления/отв. ред. Р. М. Усманова. — М., 2018. — С. 165–168.

10. Сахно А. И. Конституционные основы деятельности органов местного самоуправления по созданию службы охраны общественного порядка//Проблемы защиты прав человека в Российской Федерации и Республике Казахстан: материалы междунар. круглого стола с онлайн-участием/отв. ред. О. Ю. Винниченко. — 2020. — С. 89–94.

11. Строева О. А., Лимарева Е. С. Охрана общественного порядка как одно из направлений деятельности полиции//Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования. — 2019. — № 1 (2). — С. 422–426.

Правоохранительная функция предполагает в первую очередь предупреждение преступлений и иных правонарушений, включая следующие разновидности этой деятельности:

— улучшение социально-политической ситуации в стране, предупреждение преступлений, иногда именуемых социальными;

— индивидуальное предупреждение (воздействие на личность потенциального правонарушителя, в том числе и тех, кто уже отбывал наказание за прошлые деяния);

— техническое предупреждение (обеспечение безопасности) — предупреждение преступных действий со стороны неизвестных пока лиц.

Одним из наиболее «приближенных» к населению органов государственной власти является Министерство внутренних дел. За 2019 год из общего числа зарегистрированных преступлений, совершенных на территории Российской Федерации, 93 % поставлено на учет сотрудниками внутренних дел.

Проблема охраны правопорядка на уровне местного самоуправления находится в зоне пристального внимания, о чем свидетельствуют постоянное изменение законодательства и результат деятельности уполномоченных органов. Государство осуществляет активную деятельность в плане реализации данной функции. Несмотря на изменения, внесенные в Конституцию РФ относительно обеспечения общественного порядка на уровне местного самоуправления, в действующем федеральном законе говорится как о соответствующем вопросе местного значения, хотя используется два варианта его формулировки:

1) оказание содействия гражданам и их добровольным сообществам (народным дружинам);

2) непосредственно организация безопасности и охраны общественного порядка на территории муниципального района, городского округа муниципальными органами управления.

Необходимость сохранения правового содержания задачи по обеспечению общественного порядка на уровне муниципалитетов очевидна, так как именно этот уровень максимально приближен к населению. Важность органов внутренних дел для поддержания общественного порядка на муниципальном уровне подтверждается сложившимися обстоятельствами существования общества в условиях пандемии.

Для Цитирования:
Поддержание общественного порядка органами местного самоуправления в период пандемии COVID–19. Глава местной администрации. 2021;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: