Малина пользуется большой популярностью среди населения. Адаптивность, стабильность плодоношения, высокая урожайность, вкусовые качества, а также большой спектр содержания биологически активных веществ позволили по праву занять этой культуре одно из лидирующих мест в садах России.
Основное производство малины (около 90 %) в нашей стране сосредоточено в личных подсобных хозяйствах, что не обеспечивает потребности населения [1]. Однако в последнее время активно стали увеличиваться площади производственных насаждений этой культуры. Так, по итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи за 2016 г. [2] производственная площадь малины в России составила 2412,2 га, а в Центральном федеральном округе (ЦФО) — 339,4 га. Лидерами по площадям промышленных насаждений в ЦФО являются Белгородская (97,0 га), Воронежская (72,1) и Московская области (41,1 га). В Брянской области этой культурой занято около 9 га. Большая часть площадей, занятых малиной, представлено сортами ремонтантного типа из-за более растянутого периода (1,5–2 месяца) их плодоношения по сравнению с традиционными сортами [3]. Однако возделывание ремонтантной малины по типу однолетней культуры позволяет получать урожай лишь с конца лета (август). Период плодоношения летних сортов малины хоть и не продолжителен (около 3–4 недель), но он наступает раньше ремонтантных, что позволяет потреблять первые ягоды с конца июня.
Таким образом, для более раннего получения свежей ягоды необходимо расширять насаждения малины еще и летними сортами, подходящими под механизированные технологии возделывания. Поэтому целью исследований явилась оценка более 20 сортов малины коллекции Кокинского опорного пункта ФГБНУ ВСТИСП по адаптивным и технологическим качествам.
Зимостойкость является ключевым адаптационным показателем большинства садовых культур в ЦФО. Недостаточная зимостойкость может привести к полной потере или значительному уменьшению урожая и ухудшению качества продукции [4]. Поэтому при закладке производственных насаждений необходимо выбирать сорта, проявляющие высокую устойчивость к зимним повреждающим факторам.