По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 821.161.1 DOI:10.33920/nik-01-2408-02

«Почва» у Ф.М. Достоевского и у писателей-«деревенщиков»: проблемное поле

Есаулов Иван Андреевич ФГБОУ ВО «Литературный институт им. А.М. Горького», Россия, 123104, г. Москва, Тверской бульвар, д. 25, стр. 1, E-mail: ivan.esaulov@icloud.com, ORCID: 0000-0002-5065-2088

В статье рассматривается проблема преемственности писателей-«деревенщиков» по отношению к Ф.М. Достоевскому в их принадлежности к явлению почвенничества. Такое утверждение является общим местом в современном литературоведении и массовом сознании. В настоящей работе предлагается кардинальный пересмотр подобного представления. В проблемном поле автор выделяет два принципиальных момента. Первый момент — устоявшаяся идеологема непрерывности истории, представления о времени как о линейном процессе, несущем прогресс. Господство этой идеологемы в советскую эпоху порождало негативное отношение к патриархальности в комплексе с национальным и религиозным — православным — началом российского общества. Концепции линейности времени автор противопоставляет его цикличность, имея в виду как земледельческий цикл, так и православный календарь. Слово «крестьянин» этимологически восходит к слову «христианин». Христианство, синоним слова «крестьянство», есть второй принципиальный момент проблемного поля. Русская деревня и русское крестьянство, которым посвящено творчество писателей-«деревенщиков», в силу внутриполитических причин оказались лишены своего организующего начала, своей «почвы» — христианства. Поэтому судьба деревни в произведениях «деревенщиков» являет не прогресс, но поминки по деревне, а введенный в обиход термин «неопочвенничество» обнаруживает отрыв от базовых основ почвенничества.

Литература:

1. Захаров В.Н. Почвенничество в русской литературе: метафора как идеологема / В.Н. Захаров // Проблемы исторической поэтики. — 2012. — Вып. 10. — С. 14–24 [Электронный ресурс]. — URL: https://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1457946697.pdf (дата обращения: 05.06.2024).

2. Лазари А. Почвенничество. Идеи в России. Idee w Rosji. Ideas in Russia. Leksykon rosyjsko-polsko-angielski pod red. Andrzeja de Lazari. — T. 1. — Warszawa: Semper, 1999. — P. 316–318.

3. Солженицын А.И. «Наши плюралисты» / А.И. Солженицын. На возврате дыхания. — М.: Вагриус, 2004. — С. 286–320 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rodon.org/sai/np.htm (дата обращения: 05.06.2024).

4. Солженицын А.И. Слово при вручении премии Солженицына Валентину Распутину 4 мая 2000 // Новый мир. — 2000. — № 5 [Электронный ресурс]. — URL: https://magazines.gorky.media/novyi_mi/2000/5/slovo-pri-vruchenii-premii-solzheniczyna-valentinu-rasputinu-4-maya-2000.html (дата обращения: 05.06.2024).

5. Шафаревич И.Р. Русский народ в битве цивилизаций / Отв. ред. О.А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2011. — 936 с.

6. Яковлев А.Н. Против антиисторизма // Литературная газета. — 1972. — № 46. — 15 ноября [Электронный ресурс]. — URL: https://www.mat.univie.ac.at/~neretin/misc/ yakovlev.html (дата обращения: 05.06.2024).

1. Zakharov V.N. Pochvennichestvo v russkoj literarure: metafora kak ideologema [Pochvennichestvo in Russian literature: metaphor as an ideologeme] // Problems of historical poetics. — 2012. — Issue 10. — S. 14–24 [Electronic resource]. URL: https://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1457946697.pdf (accessed 06/05/2024).

2. Lazari A. Pochvennichestvo. Idei v Rossii [Soil science. Ideas in Russia]. Leksykon rosyjsko-polsko-angielski pod red. Andrzeja de Lazari. — T. 1. Warszawa: Semper, 1999. — S. 316–318.

3. Solzhenitsyn A.I. “Nashi pluralistu” [“Our pluralists”] // A.I. Solzhenitsyn. Na vozvrate duhanija [On the return of breath]. — M.: Vagrius, 2004. — S. 286–320 [Electronic resource]. URL: http://www.rodon.org/sai/np.htm (accessed 06/05/2024).

4. Solzhenitsyn A.I. Slovo pri vruchenii premii Solzhenitsyna Valentinu Rasputinu 20 maja 2000 [The word at the presentation of the Solzhenitsyn Prize to Valentin Rasputin on May 4, 2000] // Novy Mir. — 2000. — № 5 [Electronic resource]. URL: https://magazines.gorky.media/novyi_mi/2000/5/slovo-pri-vruchenii-premii-solzheniczyna-valentinu-rasputinu-4-maya-2000.html (accessed 06/05/2024).

5. Shafarevich I.R. Russkij narod v bitve civilizatzij [Russian people in the battle of civilizations] / Ed. O.A. Platonov. — M.: Institute of Russian Civilization, 2011. — 936 p.

6. Yakovlev A.N. Protiv antiistorizma [Against anti-historicism] // Literary newspaper. — 1972. — № 46. — November 15 [Electronic resource]. URL: https://www.mat.univie.ac.at/~neretin/misc/yakovlev.html (accessed 06/05/2024).

Исследование выполнено в рамках проекта РНФ «Русская литературная критика как целостный феномен: многообразие исторических форм и взаимная дополнительность ценностно-методологических оснований» (№ 24-18-00636); Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского.

Статья поступила 08.07.2024.

Явление почвенничества у Ф.М. Достоевского и писателей XX в., которых их недоброжелатели окрестили «деревенщиками», представляет собой проблемное поле, в котором необходимо выяснить и прояснить несколько определяющих моментов.

В первую очередь обращает на себя внимание идеологема «непрерывности» отечественной истории. Она стала господствующей отнюдь не сегодня, будучи общим знаменателем концепций абсолютного большинства западных советологов: согласно этим аксиологическим установкам, Советский Союз — это только лишь «псевдоним» исторической России, а потому и советская история — лишь прямое продолжение истории русской. Анекдотическим аналогом подобных установок является известный слоган о «русских» танках, но «советском» балете. Позитивные коннотации слова «советский» по сравнению со словом «русский» слишком известны, чтобы на них останавливаться особо. Именно поэтому словарные статьи о русской литературе в британских, американских, французских энциклопедиях концептуально весьма близки статьям в энциклопедиях советских. Эти общие аксиологические установки отражаются и в истолковании более частных вопросов, таких как интерпретация концепта русского почвенничества.

Примером тому служит многотомный словарь-энциклопедия «Идеи в России» под редакцией А. Лазари, который на трех языках — польском, английском и русском — издавался в Польше (а именно в Лодзе и Варшаве) на рубеже XX–XXI вв. В статье «Почвенничество», написанной самим редактором, Лазари, говорится: «Программной целью почвенников было установление своеобразного примирения во враждующем российском обществе. С одной стороны, примирение должно наступить между отдельными группами интеллигенции, с другой — между интеллигенцией и простым народом, что проявилось в призыве, адресованном интеллигенции, — “вернуться к почве”, т.е. к традиционному русскому мировоззрению, носителем которого оставался якобы простой народ и средние общественные слои — мещанство и купечество <...> Интеллигенция должна осознать свою “оторванность” от народной почвы и вернуться “к почве”, чтобы слиться с народом. Она призвана нести ему просвещение, чтобы не пришлось отказываться от достижений западной цивилизации. Идея примирения среди самой интеллигенции заключалась в восстановлении единого мировоззрения, которое объединит западников и славянофилов» [2, с. 316–318]. Завершается же статья следующим утверждением: «Почвенничество как противостоящая западничеству идея жива и сегодня. Ее провозглашают т.н. деревенские писатели (В. Распутин, В. Белов и др.), а также А. Солженицын. Почва остается здесь символом русского духа (русской народности)» [2, с. 318]. Иными словами, Лазари — с некоторым опережением — вполне разделяет ту доктрину «непрерывности истории», которая ныне у нас вполне доминирует.

Для Цитирования:
Есаулов Иван Андреевич, «Почва» у Ф.М. Достоевского и у писателей-«деревенщиков»: проблемное поле. Вопросы культурологии. 2024;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: