Концессия как одна из форм государственно-частного партнерства давно и успешно используется в мировой практике. ГЧП в ЖКХ дает возможность демонополизировать предоставление общественных услуг, обеспечить сбалансированный подход в управлении ЖКХ. Концессии как инструмент ГЧП распространены во многих странах, в том числе США, Великобритании, странах ЕС, Китае и т. д. Их положительный опыт стал одной из причин, почему в России для привлечения частных инвестиций в ЖКХ был выбран именно он.
«Однако если в крупных городах механизм демонстрирует определенную эффективность, то в малых — наоборот. И связано это с его несовершенством, исправить которое можно именно корректированием нормативной базы», — подчеркнул на слушаниях в Госдуме председатель Комитета по энергетике Павел Завальный.
Специальными нормами законодательства РФ, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, в сфере концессионных отношений, установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования объектами ЖКХ, в соответствии с которым их передача возможна исключительно по концессионным соглашениям. Выбор способа передачи прав законодатель связывает с датой ввода указанных объектов в эксплуатацию.
Данные требования фактически исключили возможность выбора органами местного самоуправления формы конкурса и формы договора в отношении объектов ЖКХ. Поиск заинтересованного в заключении соглашения инвестора в сельской местности и малых городах вызывает немалые затруднения. Зачастую потенциальными участниками конкурса на заключение концессионного соглашения являются представители малого и среднего бизнеса, которые ранее эксплуатировали объекты ЖКХ по договорам аренды. Им сложно привлечь достаточные инвестиции. Они могут относительно рентабельно работать на условиях договора аренды, но оказываются неконкурентоспособными по сравнению с крупными участниками рынка при проведении конкурсного отбора. В то же время крупные участники не изъявляют желания оказывать соответствующие услуги в сельской местности и маленьких поселениях, участвовать в конкурсе или заключать концессионное соглашение. Кроме того, у малого бизнеса, работающего на упрощенке, при переходе на концессии возникает НДС 20 % и, соответственно, рост тарифов на 10–12 %.