По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332 DOI:10.33920/sel-04-2211-01

Почему спустя 20 лет нужно принимать в новой редакции Закон о землеустройстве и каковы перспективы ее разных вариантов?

Липски С.А. д-р экон. наук, доц., декан юридического факультета, заведующий кафедрой земельного права Государственного университета по землеустройству, E-mail: lipski-sa@yandex.ru

В статье рассмотрены условия, в которых был принят Федеральный закон «О землеустройстве», изменения, которые он претерпел с момента его принятия, а также сопоставлены разработанные к настоящему времени варианты его новой редакции. При этом дана оценка перспектив их принятия.

Литература:

1. Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 78‑ФЗ «О землеустройстве» (с послед. дополн. и изм.) // Рос. газ. — 2001, 23 июня.

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136‑ФЗ (с послед. дополн. и изм.) // Рос. газ. — 2001, 30 окт.

3. Приказ Минэкономразвития России от 13 июня 2018 г. № 305 «О создании межведомственной рабочей группы по вопросам совершенствования института землеустройства».

4. Федеральный закон «О землеустройстве» (проект) / Под ред. академика РАН С.Н. Волкова. — М.: ГУЗ, 2020. — 144 с.

5. Акулова Е.А., Коновалов В.Е., Колчина М.Е. Некоторые замечания по законопроекту «О землеустройстве» // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2019. — № 4. — С. 76–80.

6. Алтухов А.И., Вишняков Я.Д. и др. Управление земельными и другими природными ресурсами. — М.: Научный консультант, 2020. — 716 с.

7. Барцев А.В. Некоторые поправки в проект Федерального закона «О землеустройстве» // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2019. — № 4. — С. 84–88.

8. Власов А.Г. Ряд замечаний к проекту федерального закона «О землеустройстве» // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2019. — № 4. — С. 90.

9. Волков С.Н. и др. Землеустроительное проектирование: учебн. пособ. в 2 т. — М.: ГУЗ, 2020. — Т. 1. — 540 с.

10. Липски С.А. Законодательное регулирование землеустройства и кадастровых отношений в постсоветской России: монография. — М.: ИНФРА-М, 2020. — 216 с.

11. Липски С.А. К 15‑летию принятия Федерального закона «О землеустройстве»: краткий анализ внесенных изменений и перспективы // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2016. — № 3. — С. 8–14.

12. Липски С.А., Гордиенко И.И. Правовое обеспечение землеустройства и кадастров: актуальные проблемы земельного законодательства. — М.: ГУЗ, 2013. — 336 с.

13. Рогатнев Ю.М. Содержание землеустроительных мероприятий в системе современного земельного строя России в связи с новым законопроектом «О землеустройстве» // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2019. — № 4. — С. 51–58.

14. Современные проблемы и актуальные направления развития землеустройства и кадастров: монография / Под ред. Богомазова С.В., Чурсина А.И., Галиуллина А.А. — Пенза: РИО ПГАУ, 2019. — 185 с.

15. Стафийчук И.Д., Губайдуллина Г.Р., Лукманова А.Д. Проект федерального закона «О землеустройстве» нуждается в совершенствовании // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2019. — № 4. — С. 67–70.

16. Сулин М.А., Павлова В.А., Ефимова Г.А. Землеустройство как механизм реализации государственной земельной политики // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2019. — № 4. — С. 42–50.

17. Тарбаев В.А., Янюк В.М., Липидина Г.О. Предложения к проекту федерального закона «О землеустройстве» // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2019. — № 4. — С. 81–83.

18. Харитонов А.А., Викин С.С., Ершова Н.В. Проект федерального закона «О землеустройстве» нуждается в доработке // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2019. — № 4. — С. 76–80.

19. Чешев А.С., Поляков В.В. Землеустройство как инструмент управления земельными ресурсами страны // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2019. — № 4. — С. 63–66.

20. Шаповалов Д.А., Липски С.А. Некоторые вопросы к проекту новой редакции Федерального закона «О землеустройстве» // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2019. — № 4. — С. 59–62.

Закон о землеустройстве [1] был принят 20 с лишним лет назад. Это произошло за несколько месяцев до принятия Земельного кодекса [2] (далее — ЗК РФ), с появлением которого, как правило, связывают преодоление присущей второй половине 1990‑х гг. правовой неопределенности в земельном вопросе [6, 12]. Появление вышеназванного специального закона стало началом процесса формирования адекватной изменившимся земельным отношениям полноценной правовой базы землеустройства на федеральном и региональном уровне. Конечно, многие положения этого закона уже изначально были недостаточно детализированными, но, учитывая то, в каких условиях он был принят (еще не было ЗК РФ, а в «действовавшем» предыдущем кодексе 1991 г. примерно четверть статей оставались недействующими), факт появления специального закона следует расценить позитивно. Тем более что его недостаточная детализированность довольно быстро была восполнена нормами, включенными в развивавшие его положения правительственные и ведомственные подзаконные акты (их разработка и тем более — утверждение были бы невозможны без опоры на указанный закон).

В то же время все последующие правки этого закона сузили сферу его действия. Поэтому остро встал вопрос об его «восстановлении», которое компенсировало бы необоснованные изъятия из него, такие как отказ от территориального землеустройства, исключение из его объектов участков, территориальных зон и зон с особыми условиями землепользования (далее — ЗОУИТ) и др. [11]. Но многие специалисты предлагали сразу готовить новую редакцию этого закона [9, 10].

Первым из нескольких подготовленных за последние 3–4 года текстов такой новой редакции стал вариант Минэкономразвития России. Для определения ключевых положений этого законопроекта и вообще совершенствования института землеустройства и определения его законодательных перспектив при этом министерстве была создана специальная межведомственная рабочая группа (автор данной статьи входил в ее состав) [3]. Однако регулярными заседания этой группы были только первые 2–3 месяца, и к тексту законопроекта, представленного затем указанным министерством, она имела весьма опосредованное отношение.

Для Цитирования:
Липски С.А., Почему спустя 20 лет нужно принимать в новой редакции Закон о землеустройстве и каковы перспективы ее разных вариантов?. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2022;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: