Реформирование системы здравоохранения в Финляндии в первую очередь было направлено на снижение затрат на медицинское обслуживание. По задумке правительства, реформа имела своей направленностью снижение ежегодного роста государственных расходов на здравоохранение и социальную сферу на 2,4 % в период 2019–2029 годов. На сегодняшний день около четверти федерального и муниципальных бюджетов в Финляндии тратится на здравоохранение, и несколько лет назад эти траты решено было оптимизировать [3]. За посещение муниципальной поликлиники, пребывание в больнице, рецептурные лекарства традиционно взымается небольшая плата, но есть не очень высокий годовой потолок медицинских расходов, свыше которого за все платит государство. Траты эти растут из года в год, становясь неподъемными для муниципалитетов. Правда, есть частные поликлиники, которые можно посещать за свой счет, по купленной самостоятельно «страховке» либо в рамках страхования от работодателя, но для финнов, традиционно привыкших к обширному социальному пакету, посещение частных клиник не является традиционным и обыденным [2].
Проблема состоит и в том, что благодаря ежегодному росту продолжительности жизни население Финляндии постепенно стареет, а пожилые люди, как известно, требуют больших расходов на лечение и медицинское обслуживание. При этом страна уже сейчас живет с дефицитным бюджетом, а уровень государственного долга не намного ниже уровня 60 %, установленной для государств ЕС. Министерство финансов призвало к сокращению расходов и оптимизации медицинской сферы.
Еще одной проблемой финского здравоохранения являются большие очереди в ожидании получения медицинской помощи, иногда проходит несколько месяцев до того момента, как врач сможет принять пациента. Предполагалось, что в результате проведенных преобразований жители Финляндии смогут самостоятельно выбирать лечебные учреждения, в которых они хотят получать медицинскую помощь. Кроме того, каждое учреждение здравоохранения страны должно было стать готовым обеспечить медицинской помощью любого жителя Европейского Союза. У лечебных учреждений должна была появиться возможность привлекать пациентов из других стран Европы, которые (как и жители Финляндии) из собственного кармана должны были заплатить 27 евро за посещение врача в поликлинике и 32 евро за сутки пребывания в стационаре. Счет на оставшуюся часть стоимости лечения должен был получать «родной» муниципалитет пациента, или его страховая компания (в зависимости от того, кто выступал бы гарантом обеспечения медицинской помощью в той или иной стране Европейского Союза).
Утвержденный в конце 2016 года план реформирования системы здравоохранения Финляндии предусматривал коренное изменение в схеме управления медицинской помощью: ответственность за ее предоставление с 2019 года планировалось снять с более чем 300 местных администраций и возложить на власти 18 новых округов. Запланированная реформа в системе здравоохранения предполагала внедрение таких составляющих, как:
— передача ответственности за здравоохранение и социальные услуги с муниципального на окружной уровень, также на окружной уровень должны перейти некоторые другие обязанности муниципалитетов, например, службы спасения;
— получение права округов закупать для населения медицинские и социальные услуги как у бюджетных учреждений, так и у частных компаний, что предполагает под собой возможность получения лечения в частной клинике за счет государства;
— право граждан свободно выбирать для себя поликлиники и прочие учреждения социального здравоохранения, среди доступных бюджетных и частных.
Огромная пачка законопроектов реформы несколько лет кочевала по парламентским комитетам и возвращалась на доработки, хотя фактически тем временем уже проводилась подготовка к реализации реформы. Конституционный комитет Парламента 8 марта объявил, что реформа после всех доработок все еще неконституционна, так как не может удовлетворительно гарантировать доступность здравоохранения для всех нуждающихся. Финны традиционно очень настороженно относятся к идеям приватизации бюджетных услуг — обычно из этого ничего хорошего не выходит [1]. В данном случае все очень напоминало приватизацию прибыли и национализацию убытков: конечно, к терапевту и стоматологу зачастую приятнее ходить в частную клинику, которые могут конкурировать друг с другом и повышать свою маржу на таких услугах, но «серьезная» и затратная медицина должна остаться государственной. Кроме того, у финнов имеются вопросы к качеству организации медицинской помощи именно в частном секторе. Так, всю страну всколыхнула информация об ужасных условиях содержания стариков в частных домах престарелых. Эти социальные учреждения получали от родственников пожилых людей большие деньги, при этом старикам не были обеспечены ни должный уход, ни необходимое медицинское обслуживание. По результатам проведенных проверок контролирующих органов часть приватных домов престарелых были закрыты.
Отказ от реформы социальных служб и системы здравоохранения стал причиной отставки премьера. Правительство не смогло согласовать шаги реформы между собой, а также договориться о схеме управления регионами. Медицинская реформа в Финляндии потерпела фиаско, правительство подало в отставку, но проблемы это не решило. Как дальше будут развиваться события в финской системе здравоохранения, покажет время, но вполне очевидно, что финнам придется начинать с чистого листа.