По данным опроса, который служба исследований hh.ru проводила среди 7865 соискателей, 28 % респондентов не нравится деятельность, которой они занимаются. У 39 % часто бывают мысли: «Как же я устал(а)», «Как же мне все это надоело». И 56 % опрошенных хотели бы поменять сферу деятельности. Это средняя цифра, а в некоторых профессиональных областях доля желающих сменить сферу гораздо выше. Например, среди административного персонала, специалистов по продажам и управленцев высшего уровня.
Причины недовольства работой, конечно, бывают разными. Кто-то не видит зарплатных и карьерных перспектив в своей сфере, а кто-то страдает «всего лишь» от того, что не получает удовлетворения от работы и ее результатов (39 % опрошенных) и от отсутствия интересных задач (27 % опрошенных). Со стороны это даже может казаться блажью. Но тому, у кого есть такая проблема, от этого не легче.
Почему тема смены профессии стала такой популярной в наше время? Каких-то 50 лет назад и даже меньше вопрос получения удовольствия от работы не стоял. Работа есть — и этого достаточно. А сейчас мы хотим чего-то большего, мы бываем недовольны даже работой с высокой зарплатой и престижной должностью, в стабильной известной компании и отличной команде.
Еще относительно недавно единственной мотивацией к работе считались деньги. Но в XX в. исследователи мотивации к труду стали отмечать неэкономические факторы мотивации. И чем дальше, тем большее значение приобретают именно неденежные мотивы.
Это связано с тем, что уровень и образ жизни людей за последние лет сто сильно изменились. Уже не приходится выживать, как людям прошлых эпох, базовые материальные потребности более-менее удовлетворены. И как только это происходит, на первый план выходят потребности высшего порядка (вспомним пирамиду Маслоу).
Это проявляется в стремлении не просто зарабатывать, а делать что-то, что вызывает всеобщее одобрение, признание, восхищение. Или удовлетворять собственный исследовательский интерес. Так появляется желание приносить очевидную пользу — заняться социально одобряемой деятельностью (например, благотворительностью, педагогикой). Или уйти в творчество — нести людям красоту, заняться чем-то, что вызывает восхищение (дизайном, архитектурой, живописью, музыкой и т. д.). Либо погрузиться в сферу, которая вам просто интересна, например в искусствоведение, научные исследования, продюсирование творческих проектов.