Постепенно происходит внедрение искусственного интеллекта (ИИ) в юридическую деятельность. Специалисты дискутируют, сможет ли ИИ полностью заменить юриста, насколько глубоко он может внедриться в профессию. Мы попросили наших экспертов поделиться мнением по этому поводу, а также рассказать, какие IT-технологии они уже используете в своей деятельности, о возможных рисках при использовании подобных технологий и как, на их взгляд, скажется внедрение ИИ на рынке профессий и юридических вузах.
— Инструменты ИИ уже несколько лет достаточно активно внедряются в юридическую деятельность. В частности, разрабатываются — и уже активно используются — инструменты автоматического анализа судебных решений и других юридических текстов, позволяющие тратить меньше времени человека на механическую вычитку. Искусственный интеллект полезен и для поиска судебных решений и академических позиций для аргументации, позволяя просматривать тысячи документов по настроенным параметрам сразу.
Существуют и совершенствуются алгоритмы, позволяющие по основным данным дела предположить, какое законодательство может подойти к этому кейсу. Другие технологии позволяют сделать юридические услуги доступнее и понятнее — например, юридические боты и конструкторы документов. В частности, на российском рынке такие формы ИИ позволяют оформить исковые заявления (опыт использования Сбербанком робота-юриста), составить договор, зарегистрировать бизнес, задекларировать доходы (российский онлайнконструктор документов FreshDoc).
Мы в Chatme.ai разрабатываем ботов для юридических департаментов крупных компаний, позволяющих ускорить и автоматизировать рутинные процессы, оставляя больше времени для нетривиальных задач. Чатботы также используются для первичного опроса обратившегося к юристу или адвокату доверителя, позволяя сэкономить время и получить готовый профиль потенциального клиента.
Работа юриста в определенной степени похожа на алгоритм, а во всем, что касается алгоритмов и обучения на массивах данных, ИИ действительно полезен. По мере совершенствования ИИ мир юридических профессий видоизменяется. В частности, технологии легко справятся с подготовкой однотипных и шаблонных документов. Уже существуют сервисы, генерирующие судебные документы и апелляционные жалобы на основании данных, которые пользователь указывает в ан кете. Такой сервис есть даже для создания жалоб в ЕСПЧ. Ограничение таких сервисов в том, что искусственному интеллекту — без грамотного обучения системы — невозможно отличить правовые нюансы и отделить одну категорию дел от другой. Поэтому генераторы юридических документов заточены на конкретную аудиторию организации, где 99% дел — типовые.