К то же такой Эден Лехнер? Архитектор, виртуозно соединивший модерн с венгерским фольклором на пересечении XIX и XX столетий. Род его занятий в значительной мере был предопределен еще в раннем юношестве, когда он частенько экспериментировал с глиной на кирпичном заводе своего отца. Обучение и работа в Будапеште и в других европейских столицах добавили опыта к природному таланту мастера. Новый стиль его работ приобрел массу поклонников, не меньше критиков и целый ряд последователей. Часто проводят параллели между творениями Лехнера и Гауди — оба гения были приверженцами обтекаемых, оригинальных и даже причудливых форм. Чтобы вы могли составить свое мнение о творчестве великого венгерского архитектора, со вершим прогулку по его наследию в Будапеште.
Променад по туристической улице Ваци приведет к одному из образцов зодчества Эдена Лехнера — дому Тонета. Построен он был по заказу семьи Тонет, поколениями занимающейся изготовлением венской мебели. Здание должно было выполнять две функции: на нижнем этаже планировалось разместить мебельный магазин, а верхние использовать под жилые помещения. И сейчас на первом этаже находятся магазины, но уже не мебельные. А верхние этажи контрастируют со всеми рядом стоящими зданиями, благодаря василькового цвета плитке от фабрики Жолнаи. Внимательный наблюдатель заметит, что на плитку нанесена витиеватая буква «Т». И сразу понятно, для кого дом возводился! В неглубоких нишах стоят скульптуры мужчины и женщины, один из этажей обрамлен кованой ажурной оградой, необычные треугольные балкончики останавливают на себе внимание прохожих, на медальонах красуются годы начала и окончания строительных работ, ангелочки с высоты взирают на суету улицы — и в каждом элементе красота и вдохновение.
Музей прикладного искусства. Это здание — изумруд в сокровищнице Лехнера. Его зеленая с вкраплениями золотисто-желтого крыша из черепицы Жолнаи с четырьмя скульптурами, олицетворяющими различные виды прикладного искусства, привлекает всеобщее внимание. Стены украшают вставки с цветными венгерскими орнаментами. На крыльце у главного входа очередная порция прекрасного — фигурный желто-белый потолок с растительными мотивами. Поражает контраст между экстерьером и интерьером: переступив порог здания, мы переносимся в белоснежное царство мавританского стиля, куда дневной свет попадает через огромный стеклянный купол крыши. Но так бело здесь было не всегда. Первоначально на стенах красовалась роспись с венгерскими орнаментами, но позже все забелили. Совсем скоро предстоит масштабная реставрация, поэтому заглянуть вовнутрь все же стоит, пока не видоизменили интерьер.