По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

По следам Петра Ильича Чайковского в Удмуртии

Е.Л. Леконцева преподаватель музыкально-теоретических дисциплин КПОУ УР «Республиканский музыкальный колледж»
А.Д. Митькова преподаватель музыкально-теоретических дисциплин КПОУ УР «Республиканский музыкальный колледж»

По традиции в начале февраля в музыкальном колледже г. Ижевска проходит ежегодный Республиканский конкурс по музыкальной литературе и сольфеджио «Пятерка плюс: Балакиревский кружок и П.И. Чайковский» для учащихся старших классов детских школ искусств. Это не просто профессиональное соревнование студентов, но и увлекательный экскурс в историю музыкальной культуры. В 2020 г. в конкурсе участвовали учащиеся восемнадцати детских школ искусств Удмуртии.

В этом году в связи с приближающимся 180-летием со дня рождения П.И. Чайковского конкурс «Пятерка плюс: Балакиревский кружок и П.И. Чайковский» был посвящен сотрудничеству выдающегося композитора с содружеством «Могучая кучка». Творческие и практические задания по музыкальной литературе и сольфеджио выстраивались на основе музыки П.И. Чайковского, а также композиторов Балакиревского кружка (в объеме учебной программы или из произведений популярной классики).

Конкурс проходил по трем номинациям: «Сольфеджио», «Музыкальная литература» и «Домашнее задание».

Конкурсные задания в номинации «Сольфеджио» включали две формы работы: тембровый диктант и слуховой анализ, который был представлен в виде определения на слух интервальной последовательности и гармонического анализа музыкального фрагмента. Подборка фрагментов звучащей музыки полностью отражает тематику олимпиады и включает в себя произведения только тех композиторов, которые были заявлены в Положении конкурса. Таким образом осуществляется межпредметная связь музыкальной литературы и сольфеджио, что позволяет ученикам глубже понять изучаемую музыку, проанализировать ее на уровне элементов музыкальной речи.

Для выполнения конкурсных испытаний участникам было отведено 60 минут. Все задания олимпиады выполнялись на специально подготовленных для участников бланках, имеющих место не только для вписывания правильного ответа, но и нотный стан для «чернового» использования.

Тембровый диктант стал первым конкурсным испытанием для ребят. В качестве диктанта было представлено начальное построение «Романса Полины» из оперы «Пиковая дама» П.И. Чайковского в звучании кларнета с фортепиано. Диктант по сложности был ориентирован на требования старших классов, а тембровое исполнение является дополнительным фактором трудности. Метроритмические особенности также внесли сложность: диктант имел «неквадратную» структуру и внутритактовую синкопу. Партия фортепиано в данном случае выполняла роль «подсказки», так как представляла собой пульсацию ровными длительностями и помогала тем самым все точно высчитать.

Для Цитирования:
Е.Л. Леконцева, А.Д. Митькова, По следам Петра Ильича Чайковского в Удмуртии. Дом культуры. 2020;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: