Прежде всего, хочу обозначить себя в качестве не только как представителя заместителя председателя комитета Совета Федерации, но прежде всего как заведующего кафедрой конституционного права в области научных интересов, к которой принадлежит в том числе и организация местного самоуправления в Российской Федерации.
Свое выступление я обозначу так: «Об обеспечении эффективности реализации органами местного самоуправления полномочий, переданных от органов государственной власти Российской Федерации, и предоставлении публичных услуг населению городских округов, муниципальных районов», принципиально выведя за скобки поселенческий уровень организации местного самоуправления. Потому что в моем представлении более 80 % поселений, кроме выплат заработной платы работникам их аппарата, никаких иных полномочий не осуществляют просто в силу того, что не имеют для этого никакой финансовой возможности.
Что такое эффективность в классическом ее представлении? С позиций классического менеджмента отношение результата к затратам определяет, что такое эффективность. Конечно, в публичной сфере такой классический подход малоприменим, но тем не менее всегда следует соотносить затраты с теми усилиями, которые на реализацию полномочий относятся, и только в этом случае можно оценивать эффективность.
Проанализируем финансово-экономическую базу, которая передается муниципалитетам, я имею в виду не только субвенции целевые, это, конечно, основа, но не всё. В том числе и материальная база им передается для реализации полномочий, передаваемых от органов государственной власти органам местного самоуправления. Увидим, что в любом случае этого недостаточно.
И один смешной пример приведу, отлов бездомных животных. Для регионов Центрального федерального округа это стало настоящей проблемой. На окраинах, особенно где развит частный сектор, бездомные животные, прежде всего собаки, стали уже угрозой для жизни людей, прежде всего ребятишек, которые возвращаются после школы.