По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

По примеру Рихтера… Музыкально-искусствоведческие вечера в Белгороде

Таисия Кобелева Белгородский государственный художественный музей, Белгород

В Москве и за ее пределами широко известен ежегодный Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». Основанный в 1981 году, он стал традиционным для Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Но кроме того, фестиваль послужил хорошим примером для других музейных проектов, об одном из них наш материал.

Досуг в современной социальнокультурной ситуации представляется как общественно осознанная необходимость. Однако далеко не все его формы направлены на духовное развитие личности. Устойчивая необходимость в посещении учреждений культуры зачастую закладывается еще в детстве. Целенаправленные систематические походы семьей в музеи, театры формируют и эстетический вкус подрастающего поколения, и потребность в проведении такого рода досуга. Хорошо, когда подобный курс развития ребенка выбирается родителем из-за желания поделиться тем, что приносит удовлетворение самому. В этом контексте проведение учреждениями культуры мероприятий, транслирующих синтез различных видов искусства, играет положительную роль и в воспитании подрастающего поклонения, и в организации культурного досуга взрослого населения.

Связь между видами искусства, их взаимодействие создает новый продукт творчества. Так, например, синергия изобразительного искусства с литературой привела к созданию нового вида художественного творчества — книжной иллюстрации, а соединение музыки и поэзии — к созданию песенного жанра.

Живопись и музыка не связаны между собой так же естественно, как живопись и литература или живопись и архитектура. Духовное содержание материализуется здесь в различных формах существования: живопись — в пространственной, музыка — во временной. Вместе с тем оба искусства разными путями идут к одной цели: к созданию художественно выразительных образов, отражающих реальность. Зачастую один вид искусства становится продолжателем идей, образного или эмоционального содержания другого. Такое взаимопроникновение можно увидеть в импрессионизме. Здесь, работая над созданием музыкальных произведений, композиторы искали и находили не только аналогии, но и выразительные средства в изобразительном искусстве. Об этом влиянии писал композитор Эрик Сати: «Я <...> объяснял Дебюсси необходимость для француза освободиться от влияния вагнеровских принципов, которые не отвечают нашим естественным стремлениям <...> мы должны иметь свою собственную музыку и по возможности, без «кислой немецкой капусты». Но почему бы для этих целей не воспользоваться такими же изобразительными средствами, которые мы видим у Клода Моне, Сезанна, Тулуз-Лотрека и прочих? Почему не перенести эти средства на музыку? Нет ничего проще. Не это ли есть настоящая выразительность?»

Для Цитирования:
Таисия Кобелева, По примеру Рихтера… Музыкально-искусствоведческие вечера в Белгороде. Музей. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: